Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.

Толкование Книги Пророка Иеремии 30 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

В. О будущем освобождении и устроении Израиля и Иудеи (главы 30-33)

Не раз и не два Господь грозно предупреждал народ иудейский, что за свое неповиновение он будет наказан, но тщетны были предупреждения свыше. Казалось, "занавес" над "сценой", на которой предстояло разыграться заключительному акту иудейской истории, готов подняться. Но случилось нечто иное, почеловечески труднообъяснимое. Изгнание и плен, которые на протяжении столетий и десятилетий предрекали пророки Божии, совершившись, ознаменовали собой не "конец дороги", а ее поворот, не финал истории Божьего народа, а начало новой ее главы.

Неожиданное для большинства народа не было, однако, неожиданным для Иеремии (и, как мы увидим далее, для его современника-пророка Иезекииля). Незадолго до смерти престарелый Иеремия, выполняя повеление Господа (30:2), составляет как бы завещание, которое с верным своим учеником Варухом отправляет вавилонским изгнанникам.

Именно как завещание того, кто всю жизнь обличал, корил, предвещал суровые испытания и гибель, может быть воспринята последняя часть его книги, называемая богословами "Книгой утешения". Она представляет собой собрание проповедей надежды, которые предназначались для грядущих времен отчаяния. Главная особенность книги в изменении духа проповеди.

Пророк, носивший ярмо на шее, говорит в ней о предстоящем сокрушении ярма: евреи будут выведены из плена, они освободятся от своих угнетателей. Израиль будет восстановлен! Однако самая большая радость будет заключаться не в этом, а в том, что наступит день, когда совершится истинное чудо: пройдя через очищение скорбями и испытаниями, сердца человеческие обратятся к Богу (31:31-35).

И вот в этой своей части пророчества Иеремии явно выходят за пределы того неминуемого, что было Иудее многократно предсказано и что теперь вплотную надвигалось на нее… Пророк прозревает здесь то отдаленное будущее, тот новый век, когда Израиль и Иудея, вновь объединившись в один народ, возвратятся в свою землю и обратятся к своему Богу.

1. ЗАЯВЛЕНИЕ О "ВОССТАНОВЛЕНИИ" ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ (главы 30-31)

а. Об освобождении народа из плена (30:1-11)

1) Народ возвратится в свою землю.

Иер. 30:1-3. Итак, Господь повелел Иеремии записать в книгу… все слова утешения, которые Он изречет. В начале книги звучит знакомая нам торжественная фраза обетования: Ибо вот, наступают дни. Дни восстановления Израиля. Они наступят, но для Бога, "живущего" вне времени, они уже наступают. Приблизившимися воспринимает их и пророк, к которому говорит… Бог. Не следует, однако, забывать, что фразу о "днях, которые придут", Иеремия "прилагает" к двум разным периодам времени. Первый период - это время (или "день") Божьего суда над Иудеей и разрушения ее (5:18; 7:32; 9:25; 19:6).

Суд совершится руками халдеев, Навуходоносора. Второй период - это время восстановления; в "тот день" Господь установит новые взаимоотношения между Собой и народами Иудеи и Израиля (3:16,18; 16:14; 23:5,7,20; 30:3,24; 31:27,29,31,33,38; 33:14-16; 50:4,20). (Фраза о "днях" звучит и в провозвестии суда над языческими народами и о конечном помиловании их; 48:12, 46-47; 49:2,39; 51:47,52.) В цитируемых стихах она подразумевает эсхатологическую перспективу.

В общем речь в них идет о "дне", когда Бог осуществит Свои обетования, записанные во Втор. 30:1-10. Однако, вдумываясь в них, нельзя упускать из виду, что, как и в любых других пророчествах, в них действует принцип - если можно так выразиться - "спрессованного времени". Другими словами: хотя Иеремия видел все, что предвещал, как непрерывную цепь событий, на деле событиям этим предстояло осуществляться на протяжении длительного периода, через неопределенно долгие промежутки времени. Сошлемся для примера на Исаию.

Его пророчества о страдающем Мессии и о Мессии-Царе не отделены друг от друга, хотя относятся к двум разным пришествиям Христа (сравните Ис. 9:6-7 с Ис. 61:1-2). Такое же восприятие будущих событий присуще Иеремии: описание им "восстановления" Иудеи после вавилонского плена и некоего имеющего иной смысл восстановления ее в неопределенно далеком будущем дается им в весьма схожих словах и выражениях.

Итак, первым обещанием Бога, "по слову Его к Иеремии", было возвратить народ как Израиля, так и Иуды, в землю, которую Он дал им (Втор. 30:3-5). Это обещание "восстановить в земле их" и Северное и Южное царства служит как бы вступлением к главам 30-33; оно должно было вселить надежду в тех, кому предстояло "отторжение" от родных очагов, от земли предков.

2) О грядущем бедствии.

Иер. 30:4-7. Но прежде чем то сбудется, Израилю и Иуде предстоит пройти дорогой бедствий. Собственно, Израиль (Северное царство) у же прошел ею - задолго до Иеремии он был уведен в ассирийский плен. Иуде изгнание предстоит. Со слов Господа Его пророк говорит об этом как об уже совершающемся (стих 5). Он слышит голос… не мира, но войны, голос смятения и ужаса. Боль тех дней он сравнивает с муками рожающей женщины (часто встречающийся у него образ; стих 6 сравните, к примеру, с 4:31; 6:24; 13:21; 50:43). Бедственное это будет время для Иакова, предупреждает Господь, но он будет спасен…

О каком конкретно времени говорил Иеремия? Разные мнения высказываются на этот счет. Но, может быть, все они соответствуют истине - в свете вневременного виденья событий Творцом и действия вышеупомянутого принципа "спрессованного времени" в пророчествах. Итак, согласно одному мнению, Иеремия подразумевал изгнание иудеев в Вавилон; другие полагают, что речь здесь идет о позднейшем падении Вавилона под ударами персов и мидян, во время которого немало пострадают и вавилонские иудеи, - это им обещает Господь, что избавит "Иакова" и от этой опасности.

Третье мнение: Иеремия провидит тут время великой скорби, когда "остатку" Израиля и Иуды придется пережить преследования, не сравнимые ни с чем, что пришлось им переживать прежде (Дан. 9:27; 12:1; Матф. 24:15-22). Период этот завершится явлением Христа, Который придет, чтобы спасти Своих избранных (Рим. 11:26) и положить начало Царству Своему (Матф. 24:30-31; 25:31-46; Откр. 19:11-21; 20:4-6).

3) Избавление придет от Господа (30:8-11).

Иер. 30:8-9. Тот день в стихе 8 - это "день" освобождения Богом Своего народа (сравните с употреблением этой фразы в стихе 7), когда Он "сокрушит ярмо" рабства, котороe Сам "возложил на шею его". Долгожданный "день" наступит, однако, не тогда, когда предрекают его лжепророки (28:2, 10-11, 14), он наступит в конце-концов (само это словосочетание - "в тот день", как звучало оно в пророчествах, по-видимому, воспринималось как указание на время нарочито-неопределенное).

И тогда евреи перестанут служить чужеземцам, но - говорит Господь - они снова станут служить Ему и - Давиду, царю своему, которого Господь "восстановит" им. Многие богословы видят здесь ссылку на Иисуса Христа - потомка Давида. Но некоторые склонны понимать слова Иеремии буквально: в представлении пророка, полагают они, Давид был, вероятно, идеальным царем, равного которому Бог воздвигнет (именно так сказано в англ. переводах фразы) для управления вновь объединившимися 12 коленами Израиля. в этой связи Иез. 34:23-24 и комментарии на эти стихи.

Иер. 30:10-11. Ассирия и Вавилон - государства, "пленившие" в разное время Северное и Южное царства, были действительно истреблены, и народы их ассимилировались среди других народов; Иаков же истреблен не был. Устами Своего пророка Господь вновь и вновь напоминает ему, что Он - с ним, чтобы в конечном счете спасать его: да, Он будет наказывать его, ибо это (подразумевается) необходимо - увы! - для его же блага, но - "в меру" (сравните с 10:24; почти идентично звучит стих 28 в главе 46).

б. О духовном исцелении народа в будущем (30:12-17)

Иер. 30:12-17. В образной речи пророка трудно отделить "язвы" духовные, поразившие еврейский народ, от тех "язв", которыми обернулось для него его военно-политическое поражение. Первые были причиной вторых: Господь "поражал" Свой народ руками его неприятелей (Я поразил тебя ударами неприятельскими) за множество беззаконий (стих 14). Друзья в стихе 14 - это союзники Иудеи, на которых она чрезмерно полагалась, вместо того, чтобы полагаться на Бога. Некому позаботиться о национальном деле Иудеи, некому исцелить ее духовно. Все это под силу лишь Богу (стихи 16-17).

в. О материальных благословениях народа (30:18-22)

Иер. 30:18-22. В стихах 18-20 акцент делается на физическом восстановлении Иакова (о том же в 32:44; 33:11; сравните с Втор. 30:3). Опять будет построен на холме своем… город Иерусалим, снова воздвигнут будет храм, и, как прежде вознесется голос веселящихся, которого не было слышно в годы плена. И Бог умножит народ Свой (Втор. 30:5). Притеснители же его будут Им наказаны.

Опять будет дан Израилю вождь из его среды (после многих лет владычества над ним чужеземных деспотов; стих 9). Этого вождя Бог по собственной воле Своей приблизит к Себе (стих 21). И только тогда станет Его народ воистину Его народом, и Он будет ему Богом. Кто этот идеальный вождь? Давид ли (или некто равный ему; стих 9), прямо, заметим, называемый по имени не только Иеремией, но и Иезекиилем и Осией (Иез. 34:23-24; 37:24-25; Ос. 3:5)? Или Мессия, как полагают многие богословы? Единого мнения на этот счет нет.

Так или иначе, но в этой связи стоит обратить внимание на то, как часто возникает в Ветхом Завете мысль об идеальных отношениях между Израилем и его Богом. Лев. 26:12; Втор. 7:6; 26:16-19; Иер. 7:23; 11:4; 24:7; 31:1,33; Иез. 11:20; 14:11; 34:30; 36:28; 37:23,27; Ос. 2:23; Зах. 8:8; 13:9. Утверждение именно таких отношений с Израилем изначально входило в планы Божии. И наступит время, когда они осуществятся. "В последние дни" (стих 24) - фраза, в которой опять-таки отсутствует конкретное указание на время, является в этом контексте вариацией фразы "в тот день".

г. О суде над нечестивыми (30:23 - 31:1)

Иер. 30:23-24. В предыдущем разделе имеется ссылка на стих 24. Текстуально три последних стиха главы 30 и первый стих этой главы неразрывно связаны. В стихах 23-24 Иеремия повторяет (с небольшими вариациями) те же слова, что записаны в 23:19-20. Но в данном контексте они заключают ту мысль, что прежде чем наступит "день" благословений, должен прийти "день" суда над нечестивыми. Если в главе 23 пророк говорит в этих словах об осуждении лжепророков, то здесь он, возможно, применяет их к нечестивым народам, враждовавшим против Израиля (30:16-20).

Пламенный гнев Господа, излившийся на Его народ, падет и на другие народы земли. Излияние его не прекратится, пока не осуществятся намерения сердца Его. Вероятно, слово "намерения" подразумевает здесь не только установление идеальных взаимоотношений с Израилем, но содержит и некий "расширительный смысл", касающийся действия Божией силы на народы земли, что людям дано будет уразуметь "в последние дни" (окончание комментария на стих 22).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии

Новый Завет:

Ветхий Завет:

Читать Библию:

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки
на страницы сайта

Понравился сайт?