Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Иеремии»39 глава

Толкование Книги Пророка Иеремии 39 глава

в. Разрушение Иерусалима (глава 39)

1) О горестной судьбе иудеев (39:1-10).

Иер. 39:1-4. Подробно описывает Иеремия, как осуществились его предсказания, к которым иудеи не желали прислушаться. Последняя осада Иерусалима началась, пишет он, в девятый год правления Седекии… в десятый месяц того года, и завершилась взятием иудейской столицы халдеями в девятый день четвертого месяца одиннадцатого года правления Седекии.

Это событие было - в рамках еврейской истории - столь незабываемо-страшным, что в Ветхом Завете о нем говорится неоднократно. к примеру, Иер. 34:1-7; 52:4-16; Иез. 24:1-2,9,21; 4-Цар. 25. Принято считать - на основании времяисчисления, каким пользовались в древнем Израиле, что осада Иерусалима продолжалась более 30 месяцев, с 15-го января 588 года до 18-го июля 586 года до Р. Х. (Заметим, что при подсчете на основании западноевропейского метода времяисчисления получают иные данные, а именно 19 месяцев.) Судя по дальнейшему тексту (стихи 5-6), царь Навуходоносор при взятии Иерусалима не присутствовал, и все, что произошло затем, сделано было его военачальниками.

Они вошли в город и расположились в средних воротах (стих 3), находившихся, как полагают, в северной части Иерусалима; оттуда удобно было наблюдать за всем происходившим, и там "князья вавилонские" собирались для совещаний. Перечислены как будто бы имена четырех из них, и названы должности двух последних (некоторые - на основании лингвистического анализа - читают начальник магов как начальник жрецов). Дело, однако, в том, что "имена", приведенные в стихе 3, содержат (по крайней мере, некоторые из них) указания или намеки на "должность" тех, кому они принадлежали, так что с уверенностью трудно судить о количестве названных сановников, как и о том, только ли собственные имена их приведены здесь.

Далее описывается безуспешная попытка царя Седекии и остававшихся с ним воинов скрыться от врагов. Упоминаемый тут царский сад находился в южной части Иерусалима, близ Силоамского источника (Неем. 3:15). Те, кто пытался восстановить "маршрут" их бегства, полагают, что, пройдя через ворота между двумя стенами, беглецы оказались в скалистом ущельи, при соединении Гинномской и Кедронской долин. Вскарабкавшись на Масличную гору, они затем спустились в Иорданскую долину и пошли по ней (в русском тексте - по дороге равнины). Может быть, они надеялись пересечь р. Иордан и скрыться в Равве, главном городе дружественных иудеям аммонитян (теперь там находится Амман, столица Иордании).

Иер. 39:5-7. Так или иначе, войско Халдейское настигло Седекию на равнинах Иерихонских, читаем в стихе 5. И был последний царь Иудеи отведен вместе с остальными пленниками к Навуходоносору… в Ривлу (в этом сирийском городе на р. Оронт находился в то время царь вавилонский, контролируя оттуда ситуацию в Сирии и Финикии).

Там был произведен суд над теми, кто не пожелал слушать голоса Божьего. Следует лаконичное, но страшное описание того, как в присутствии злосчастного Седекии были заколоты сыновья его и все вельможи иудейские. После чего глаза царя, запечатлевшие эту жуткую картину, были выколоты. Как и предсказывал Седекии Иеремия, он в оковах был отведен в Вавилон.

Иер. 39:8-10. Иерусалим был сожжен, а стены его разрушены. Выживших горожан и тех, кто заблаговременно перебежал на сторону халдеев (21:8-9; 38:2,17-18), переселили в Вавилон. Какая-то часть населения (преимущественно бедняки, не имевшие земли) была, однако, в Иудее оставлена. В их лице мудрый политик Навуходоносор обеспечивал себе безопасный тыл: роздав им земельные наделы и виноградники, он мог рассчитывать как на их лояльность, так и на то, что покоренная им земля не придет в запустение и скоро вновь станет для Вавилона источником дани.

2) О судьбе Иеремии (39:11-18).

Иер. 39:11-14. По всей вероятности, имя Иеремии было Навуходоносору известно - возможно, он знал о письмах пророка к иудейским изгнанникам в Вавилоне (глава 29), а, может быть, слышал о нем от "перебежчиков" (21:8-9; 38:1-3). Зная о том, что Иеремия всячески пытался удержать своих соплеменников от мятежа против него, царь Вавилонский повелел сохранить пророку жизнь и поступить с ним по желанию его. Ответственным за это он сделал Навузардана, начальника своих телохранителей.

Далее читаем, что не только он, но и другие высокопоставленные люди из окружения царя (стих 13) приняли участие в судьбе Иеремии. Он был освобожден со двора стражи и поручен попечению Годолии, сына Ахикама и внука Сафана (таблицу "Сафан и его потомки" в толкованиях на главу 26). Годолия был затем назначен губернатором - для управления теми, кто оставлен был жить на территории Иудеи (40:7).

Некоторые видят противоречие между тем, как описывается обращение халдеев с Иеремией здесь, и тем, что читаем в 40:1. Но кажущееся противоречие, по-видимому, нетрудно объяснить. Для Иеремии, всем сердцем болевшего о своем народе, естественно было отправиться, обретя свободу, туда, где, вероятно, был "сборный пункт" пленных, - в Раму (находившуюся на 7-8 км. севернее Иерусалима). Он пошел утешать их, и сам был схвачен и закован в цепи охранявшими пленных халдейскими воинами, которые Иеремию не знали. В Раме-то он и был освобожден вторично, возможно, Годолией (хорошо знакомым с пророком), заботам которого был поручен вавилонскими сановниками.

Иер. 39:15-18. Глава завершается рассказом о том, как к Иеремии, когда он еще содержался во дворе темничном, было слово от Господа относительно Авдемелеха ефиоплянина, который спас пророка из страшной ямы (38:6-13). Поступив с ним милосердно, он угодил Господу и за то будет избавлен от меча и плена. В отличие от других иудейских сановников, Авдемелех возложил упование на Господа - именно оно и побудило его вступиться за Божьего пророка. И наградой ему, сказал Господь Иеремии, будет жизнь. Он не умрет вместе с прочими.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта