Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.

Толкование Книги Пророка Иеремии 29 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

4)КОНФЛИКТ С ЛЖЕПРОРОКАМИ, ПРЕБЫВАВШИМИ В ВАВИЛОНСКОМ ИЗГНАНИИ (глава 29)

а. Первое письмо Иеремии к изгнанникам (29:1-23)

1) Вступление.

Иер. 29:1-3. Речь идет о письме, посланном Иеремией к тем примерно 10 тысячам иудеев, которые были уведены в Вавилон вместе с царем Иехонией; это произошло в 597 г. до Р. Х. (4-Цар. 24:8-17; Иер. 22:24-27). Пророк воспользовался случаем и отправил это письмо с иудейскими послами (стих 7), которые везли дань Навуходоносору.

2) Изгнание будет долгим (29:4-14).

Иер. 29:4-10. Иеремия убеждал изгнанников (ссылаясь на то, что такова воля Господа Саваофа) не отчаиваться, но и не предаваться иллюзиям: плен будет не короче человеческой жизни, он продлится целых 70 лет (стих 10). Но все это время иудеи должны жить верой в грядущее освобождение и очищать свои души покаянием, искупая грех богоотступничества - свой и отцов своих.

В ожидании того дня, когда Господь, Который переселил их в Вавилон, "посетит" их, чтобы возвратить… на место их (стих 10), им следует жить нормальной жизнью в чужой для них стране: строить дома и разводить сады, чтобы есть плоды их, вступать в брак и рожать детей. Им не только не следует уповать на то, что Вавилон скоро придет в упадок, но, напротив, пусть они заботятся о благосостоянии того места, куда переселил их Господь (мысль повторяется!), и даже молятся Ему о нем. Ибо отныне их благополучие будет зависеть от благополучия Вавилона! И пусть они не верят своим пророкам, которых Господь… не посылал, и разного рода гадателям: и те и другие (как и сновидения их) обманывают их.

Иер. 29:11-14. Да поймут они, что только Бог знает, когда и чему положить конец; предстоящее им 70-летнее пленение - лишь часть Его плана в отношении народа Его и тех намерений во благо ему, а не на зло, которые имеет Он, заботящийся об их будущности (стих 11). Только им, живущим в изгнании, необходимо взывать к Нему и молиться Ему и искать Его всем сердцем. Лишь при этом условии они найдут Его, и Он возвратит их из плена и соберет из всех народов и… мест куда изгнал их (стихи 13-14 сравните с Втор. 10:1-10).

3) Предостережение против лжепророков (29:15-23).

Иер. 29:15-19. Иеремия не сомневался, что среди "пророков", оказавшихся в изгнании, многие "утешают" сограждан обещаниями безопасности для Иерусалима и скорого их возвращения из плена (28:2-4). В свете таких предсказаний его письму могли и не поверить. Вновь и вновь (прежде устно, а теперь в письме) стремился он донести до сознания иудеев несостоятельность оптимистических "прогнозов".

Так говорит Господь о царе (очевидно, о Седекии, оставшемся в то время в Иерусалиме), писал Иеремия, и о всех братьях ваших, которые не отведены с вами в плен: меч, голод и моровая язва ожидают их (стихи 16-17). Иеремия прибегает к иносказанию из своего видения (24:1-2), уподобляя "оставшихся" негодным смоквам.

Поэтическая гипербола в стихе 18 выражает идею обреченности всех (и евреев в первую очередь), кто не повинуется Господу (стих 19); она, по-видимому, выходить "за рамки" той конкретной исторической ситуации, которую возвещал Иеремия в ближайшем будущем. Подтверждение этому можно видеть во фразе и предам их на озлобление всем царствам земли… на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их.

Иер. 29:20-23. Вероятно, лица, перечисляемые Иеремией в стихе 21, особо выделялись среди тех, кто от имени Господа пророчествовал ложь. Они делали это еще в Израиле (подразумевается Иудея), где к тому же прелюбодействовали с женами ближних своих. Пусть же не надеются остаться безнаказанными, писал Иеремия: Господь предаст их в руки Навуходоносора, который умертвит их. И самые имена их будут произноситься как проклятие (стих 22). Возможно, Седекия и Ахав, упоминаемые Иеремией, действинительно были заживо сожжены в печи ("изжарены") - к этому виду казни нередко прибегали в Вавилоне (Дан. 3:6,19-23).

б. Второе письмо Иеремии к изгнанникам (29:24-32)

1) Шемаия пишет письмо в Иерусалим.

Иер. 29:24-29. Послание Иеремии, полное упования на Господа и веры в будущность Иудеи, отнюдь не всем вавилонским изгнанникам понравилось. Так, пророк Шемаия из Нехелама отправил в ответ на него раздраженное письмо к остававшимся в Иерусалиме, и к священнику Софонии, который стал надзирателем Иерусалимского храма, вместо священника Иодая (очевидно, уведенного в Вавилон). (Стих 25 содержит слова Иеремии, которому Софония это письмо… прочитал вслух; стих 29. В стихе 26 цитируются слова Шемаии.)

Враг Иеремии негодующе вопрошал из Вавилона, почему священник Софония, будучи одним из "блюстителей" в доме Господнем, не запретит Иеремии Анафофскому пророчествовать, почему не посадит его в темницу, не закует в колодки? Ведь он предсказывает продолжительный плен и призывает иудеев "обживаться" в Вавилоне (стих 28). Но по всему видно, что у Софонии авторитет Иеремии как пророка не вызывал сомнения. Напомним, что он дважды обращался к нему за советом по поручению царя Седекии (21:1; 37:3). После падения Иерусалима Софония будет схвачен и убит по приказанию Навуходоносора (52:24-27).

2) Иеремия пишет в Вавилон вторично.

Иер. 29:30-32. Письмо Шимаии возмутило Иеремию: именно такие "пророки", как этот, довели иудеев до нравственного и гражданского падения! Иеремия сознавал это всем своим существом, ибо знание это было у него от Господа. Вот и теперь Он велит ему сказать… всем переселенцам, что Шимаию, который у них пророчествует, обнадеживая их ложно, Он не посылал. А потому суровое наказание ожидает его: после него не останется потомков (стих 32); для иудея это было самым тяжелым наказанием.

Как полагают, вторая возможность передать письмо в Вавилон представилась Иеремии в 593 году; он передал его с царедворцем Сераией, который сопровождал царя Седекию в поездке к Навуходоносору.

Иеремия оказался прав. Именно люди, составлявшие первую партию переселенцев, сохранившие веру в изгнании, заложили фундамент последующего возрождения Израиля.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии

Новый Завет:

Ветхий Завет:

Читать Библию:

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки
на страницы сайта

Понравился сайт?