otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Иезекииля»11 глава

Толкование Библии, Книга Пророка Иезекииля 11 глава

Иез. 11:1. Ворота, обращенные к востоку, куда дух… привел Иезекииля, выходили к Кедронской долине и к Масличной горе. По-еврейски: "во входе в ворота"; имеется в виду: под сводами, образованными мощной стеной, в которой эти ворота находились. Там (под сводами) глазам Иезекииля предстало "собрание" князей народа в количестве 25 человек (они не были теми же людьми, о которых речь в 8:16).

Напомним, что "ворота" (или площадь перед ними) служили традиционным местом официальных собраний в древневосточных городах, в частности, судебных разбирательствам. Быт. 23:10,18; Втор. 21:19 и др.), причем, там же могли исполняться и решения суда в отношении виновных. Вероятно, ко времени Иезекииля сложилась практика проведения собраний не только у городских, но и у храмовых ворот.

Из собравшихся пророк по имени называет двоих: Иазанию, сына Азурова, и Фалтию, сына Ванеева. Первый из них не был тем же "Иезанией", который упоминается в Иез. 8:11. Может быть, его отец Азур был тем же человеком, которого упоминает Иеремия (как отца Анании, лжепророка; Иер. 28:1). И тогда Иезания из Иез. 11:1 приходился братом тому Анании, который, как помним, выступал против пророка Иеремии и "усыплял" иудеев ложными утешениями незадолго до падения Иерусалима. Иезекииль подчеркивает, что названные им двое (из 25) были "князьями народа".

Иез. 11:2-3. Он (дух; в некоторых текстах Господь) сказал Иезекиилю, что эти 25 совещающиеся теперь "в воротах", - люди… которые дают худой совет в городе сем (стих 2). В стихе 3 "совет" этот раскрывается: войско халдеев еще не близко, можно спокойно жить и строить домы, ибо город этот, как котел, в котором мясо пребывает в безопасности ("мясу" уподобляются иерусалимляне, а стены их города - прочным стенам котла).

Иез. 11:4-5. Пророчествуй вопреки ложному оптимизму дома Израилева (в видении пророка он представлен двадцатью пятью мужами), повелевает Иезекиилю Господь. А что на ум вам приходит, это Я знаю. Господь подразумевает авантюристические планы "князей" противостать могущественному Навуходоносору, освободиться из уз вассальной зависимости от него.

Иез. 11:6-12. Устами Иезекииля Господь "обыгрывает" образ "котла и мяса". "Убитые ваши", чьими трупами… вы… наполнили… улицы "сего города", - по всей вероятности, многочисленные жертвы всяческого насилия, постоянно совершавшегося в Иерусалиме (сравните с Иез. 7:23; 9:9; 22:6,12,13). Только эти убитые и окажутся "в безопасности" (как мясо в котле) в стенах обреченного города. Вас же (горе советчики) Я выведу из этого "котла", говорит Бог… и произведу над вами суд, поразив страшным для вас "мечом", который вложен в руку чужих.

На пределах Израилевых буду судить вас и падете… от меча (стих 10). И в тот момент поймете, что Я - Господь. Сказанное в начале этой фразы исполнилось буквально, когда в пограничном с Иудеей сирийском городе Ривле среди прочих уведенных из Иерусалима сразу после его падении были казнены все сыновья Седекии, и сам этот несчастный царь был ослеплен (4-Цар. 25:18-21; Иер. 52:8-11,24-27).

Иез. 11:13-15. Угроза, произнесенная Господом "в глазах пророка", получает немедленное подтверждение. Ибо, пока он произносил слова своего пророчества в Халдее (стих 13), в далеком Иерусалиме внезапно умер… Фалтия, сын Ванеев (один из 25 "князей"; можно предположить, что среди противившихся заповедям Господним и поступавших по уставам окружавших Иудею языческих народов он занимал особое место). Смерть его Иезекииль видел, как если бы находился рядом с ним, в Иерусалиме. Надо ли гадать, какое впоследствии впечатление произвело на вавилонских пленников подтверждение этого известия с родины!

А в тот момент более всех потрясен был сам Иезекииль: неужели Ты, Господи, хочешь до конца истребить остаток Израиля? - в отчаянии воскликнул он. Прозвучавшее ему в ответ слово Господне несло утешение. Нет, "остаток" будет Им сохранен. Тот, который поселен теперь в Вавилоне. Именно эти люди подразумевались под "братьями его единокровными" в стихе 15. Примечательно, что в Септуагинте и сирийских текстах они названы "друзьями (пророка) по изгнанию".

Напрасно "превозносятся" над ними живущие (оставшиеся) в Иерусалиме, говоря: "живите вдали от Господа; нам во владение отдана эта земля". Они руководятся не духовными, а "географическими" критериями. И рассуждения их о праве на землю, "отданную им", верны лишь частично. Ведь отдавая Израилю землю, обещанную ему, Бог поставил условием сохраняя ее за ним повиновение Ему; в противном случае народ подлежал изгнанию из нее (Втор. 28:36,64-68). Да, Бог сохранит "остаток" Израиля (Иез. 6:8; 12:16), но, пораженные гордыней, нечестивые "князья" его не войдут в него.

Иез. 11:16. Знаком благоволения Иеговы к вавилонским пленникам служит Его обещание быть для них, лишенных храма, живущих в нечистом языческом окружении, некоторым (или малым) святилищем. При более точном переводе с еврейского, "некоторым (малым) освещением"; здесь та мысль, что Бог не оставит Израиля и на чужбине, где ему предстоит очиститься от духовных недугов и закалить свою веру.

Иез. 11:17-20. Следует обещание Господа собрать (по прошествии времени) верных Ему иудеев из народов, среди которых они рассеяны, и возвратить им землю Израилеву. И они придут туда и очистят ее от всех гнусностей и мерзостей, какими она осквернена теперь. Нельзя не сказать, что по возвращении из плена иудеи действительно раз и навсегда покончили с идолопоклонством. Но что касается глубокого внутреннего обновления, о котором Иегова говорит в стихе 19, то тогда оно, конечно, не произошло.

Здесь мысль пророка, направляемая свыше, очевидно, простирается в далекое будущее, к началу Тысячелетнего царства Христова. Ибо царство Божие, в изгнании раскрывающееся лишь отчасти, полностью восторжествует только в последнем и окончательном Богоявлении. Только тогда возрожденный, духовно обновленный Сион, имеющий на месте "каменного" сердце из плоти, единый в своей воле к справедливости и милосердию (и дам им сердце единое) вновь собран будет на своей земле, чтобы не частично, а во всей полноте стать народом Божиим (стих 20).

Иез. 11:21. Тут пророк возвращается мыслью в свое время. Угроза, по-видимому, относится к тем, кто останется в Иерусалиме.

Иез. 11:22-25. Осуществление этой угрозы в отношении них на данный период времени завершается: Господь покидает Иерусалим. Почему "по пути" слава Его остановилась над Масличною горою? Разные предположения высказывали на этот счет богословы, приведем одно из них: Бог страдал, покидая Свой город, и, вот, остановился, чтобы, бросив на него "последний взгляд", проститься с ним.

Самое место это лишалось отныне Божиих благословений до времени возвращения Его в город тем же путем, мимо Масличной горы (43:1-3). Конечно же то обстоятельство, что столетия спустя именно с этой горы вознесется в небо Иисус Христос (Деян. 1:9-12), Который и вернуться пообещает на то же место (Деян. 1:11; Зах. 14:4), не простое совпадение.

Все еще в видении, пророк ощущает себя переносимым назад, в Халдею, где все это время он оставался телесно, окруженный "старейшинами" (8:1). По возвращении в земную реальность Иезекииль пересказывает им все слова Божиего откровения.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта