Толкование Библии, Книга Пророка Иезекииля 12 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Иезекииля
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
2. О ТЩЕТЕ ЛОЖНОГО ОПТИМИЗМА (главы 12-19)
О времени произнесения этого и нескольких других пророчеств не говорится. Датировано лишь то, о котором читаем в главе 20. Сравнивая сказанное в 20:1 со сказанным в 8:1, приходим к выводу, что откровения, излагаемые пророком в главах 12-19, были даны ему на протяжении одиннадцати месяцев (591-590 гг. до Р. Х.). Тема остается прежней: Иерусалим обречен (содержание глав 4-11). Очевидно, постоянное обращение к ней Иезекииля вызвано было нерасположенностью вавилонских переселенцев верить его пророчествам.
В дни царя Седекии не только в Иерусалиме не верили в близкую гибель страны и города (отвергая пророчества Иеремии), но и в плену склонны были строить планы "скорого возвращения домой". Новые пророческие послания Иезекииля, порой (как в главе 12) "разыгрываемые" наподобие пантомимы, призваны были развенчать ложный оптимизм.
Иез. 12:1-6. Это следует из слов Господа, обращенных к Иезекиилю: ты живешь среди членов дома, отвергающего волю Божию ("мятежного"), которые слепы и глухи духовно (стихи 1-2).
Пантомима переселения предписана пророку, чтобы "достучаться до сознания" этих "слепых и глухих": может быть, они все-таки уразумеют… При сопоставлении стихов 3 и 4 напрашивается вывод, что в дневное время пророку следовало готовиться к "переселению" (собирать, упаковывать, связывать все нужное для него), выносить вещи; само же символическое действо ухода в другое место должно было состояться пред глазами их… вечером.
Последнее, вероятно, объясняется тем, что и всякое путешествие обычно предпринималось на Востоке, когда спадала дневная жара. Да и "хлопоты" Иезекииля - "переселенца", продолжавшиеся целый день, должны были привлечь к себе больше внимания со стороны его сограждан. "Переселение" как бы принимает характер бегства втайне (стихи 5-6). Иезекиилю следовало "проломить" отверстие в стене (очевидно, своего дома) и уходить впотьмах, закрыв лице… чтобы не видеть земли. Поставленный Богом знамением дому Израилеву, не имитировал ли он этими действиями будущую (не удавшуюся) попытку бегства из Иерусалима царя Седекии?
Иез. 12:7-11. Такое предположение, по-видимому, подтверждается сказанным в стихе 10 и 12. Иезекииль все исполняет вточности. Кстати, с учетом особенностей еврейской грамматики слово рукою в стихе 7 не означает, что пророк проломал отверстие в стене "голой рукою" (не имея в ней ничего). Вопрос Господа в стихе 9, вероятно, свидетельствует, что любопытство переселенцев было привлечено странными действиями пророка. "Начальствующий в Иерусалиме" (стих 10) - это царь Седекия. На упомянутое любопытство сограждан Иезекиилю следовало дать недвусмысленный ответ: все, что делаю я, то будет с ними (беспечно живущими сегодня в Иерусалиме, который для евреев, живших в изгнании, как бы представлял "весь дом Израилев"; стих 10) - в переселение, в плен пойдут они.
Иез. 12:12-16. Стих 12, рассказывающий о Седекии, явно "перекликается" с той частью "пантомимы", разыгранной Иезекиилем, которая описана в стихах 6-7. Все так (почти буквально) и произошло с последним царем Иудеи в 586 г. до Р. Х., как читаем об этом в стихе 12 и 13. Он пойман был в тенета, раскинутые Богом и отведен в землю Халдейскую, которую не увидел, так как по приказу Навуходоносора был ослеплен, и там он умер (4-Цар. 25:1-7; Иер. 52:4-11).
"Споборники" (стих 14) - это ближайшее окружение царя. Дорогой ценой заплатят иудеи за усвоение той истины, которую на протяжении своей истории не спешили, в дерзости, упрямстве и легкомыслии своих, принять до конца: Бог, открывшийся их отцам, есть Господь.
Иез. 12:17-20. Следует символическое действие (стих 18), которое надо было произвести пророку (место, параллельное 4:10 и далее); оно, очевидно, требовало от него особых мимики, жестов, движений. Смысл его заключался в том, чтобы продемонстрировать: осажденные в Иерусалиме и угоняемые в плен даже ту скудную и нечистую пищу, которую будут иметь, станут поедать торопливо, с трепетом (как бы и ее не лишиться!); дрожа (не пролить бы капли!) и с печалью… будут пить… они воду из скудного своего рациона (4:1). О причинах этой бедственной ситуации вновь говорится в стихах 19-20.
Иез. 12:21-28. Начиная отсюда, возникает тема пророчеств - истинных и ложных, которая продолжается до середины главы 14. Видимо, ко времени Иезекииля отношение иудеев к пророчествам, любым, сделалось весьма скептическим. Все менее оказывались они способны отличать истинных пророков от ложных, не в последнюю очередь по причине все возраставшего числа лжепророков. Но главной причиной было, как представляется, то, что далеко не всегда истинные пророчества осуществлялись при жизни одного поколения.
Отсюда поговорка, возникшая в земле Израилевой, которую правильнее читать так: "дни идут за днями, а ни одно пророческое видение не сбывается". Господь говорит Иезекиилю, что сделает эту поговорку "недействительной". Передай им, говорит Он, что близки дни исполнения пророческих видений (стих 23). Стих 24 точнее передан на других языках, в частности, по-английски, и смысл его в том, что пророчествующие ложно будут искоренены из дома Израилева. И, как следствие этого, будет восстановлено доверие к слову Господню, тем более, что на этот раз оно отсрочено… не будет, так как долготерпению Божию пришел конец. Оно осуществится на глазах у нынешнего поколения "мятежного дома".
Судя по фразе И было ко мне слово Господне в стихе 26, сказанное в стихах 27-28 было вестью, "полученной" Иезекиилем не одновременно с предыдущей. Но по смыслу они тесно связаны между собой. У иудеев сложилось вполне человеческое отношение к пророческим видениям: если они сбываются "через много дней", то как бы не сбываются вовсе (стих 27).
Примечательно предсказанное апостолом Петром: даже и в последние дни будет господствовать такое же недоверчивое отношение к пришествию Мессии (2-Пет. 3:3-10). Во все времена людям трудно было (и будет!) понять, что если Бог откладывает исполнение слова Своего, то делает это из милости и сострадания к ним, а не "по забывчивости" или нетвердости Своих решений.