Толкование Библии, Книга Пророка Иезекииля 38 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Иезекииля
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
6. ГНЕВ БОЖИЙ ОБРУШИТСЯ НА ГОГА И МАГОГА (главы 38-39)
Независимо от того, поддаются или нет "расшифровке" и отождествлению с известными нам странами и народами все имена и названия, перечисленные в главе 38, ясно, что в загадочном пророчестве о Гоге (главы 38-39) Иезекииль описал полчища богоборческих сил, которые обрушатся на Израиль. Ибо своим эсхатологическим ведением этот пророк проникал далеко за пределы своего времени и прослеживал судьбу Израиля до окончательного осуществления на нем всех обетований Божиих.
Возникает мысль о параллели между той, духовной по главному своему значению борьбой, которая описана в Новом Завете, - борьбой антихриста со Христом, и этой войной многочисленных народов, с Гогом во главе, против нового Израиля, имеющей произойти в отдаленные времена, которую изображает ветхозаветный пророк, писавший в эпоху повсеместных жестоких войн. Надо, однако, помнить, что на земле никакая борьба не бывает только духовной (не будет только духовной и та, что описана в книге Откровение). Так что, возможно, Иезекииль прозревает здесь именно ту борьбу (войну).
Итак, некоторые из стран, упоминаемых в этих главах, хорошо известны из истории древнего Востока. Но вот о название "Рош" богословы "претыкались" всегда. Дело в том, что оно может быть переведено как "глава" ("князь"); с другой стороны, как название народа или страны "Рош" не встречается в Библии нигде (сравнитес Быт. 10:1-7; 1-Пар. 1:5-7; Иез. 27:13-24; 32:26). В последние десятилетия распространилась, тем не менее, тенденция отождествлять "Рош" с Россией, а Мешех и Фувал - с городами бывшего Советского Союза. Правомочно ли это?
Очевидно, прежде чем отождествлять эти земли с теми или иными современными территориями, следовало бы определить, против каких именно стран своего времени пророчествовал Иезекииль. Кроме того, весьма сомнительно отождествлять "Рош" с Россией на основании одного лишь созвучия этих слов. Как на том же основании - "Мешех" с Москвой, а "Фувал" - с Тобольском. Иезекииль имел в виду города и страны своего времени, а не сегодняшние географические названия.
Но не принимая наивно-прямолинейных ассоциаций в пророчестве Иезекииля, не следует, по-видимому, и "решительно отвергать" присутствие в нем некоей "великой державы", возможно, ассоциирующейся с бывшим ССсравните И вот почему. 1) Некоторые из стран, перечисленные Иезекиилем, находились на территории современной России. 2) Сказано, что "полчища" придут "от пределов (краев) севера" (Иез. 38:6,15; 39:2), т. е. от крайнего севера.
Под этими словами могла подразумеваться территория между Черным и Каспийским морями, входившая еще недавно в состав Союза. 3) Иезекииль говорил о коалиции народов, многие из которых связаны были дружественными отношениями с Советским союзом или находились под его влиянием (а в наши дни находятся примерно в таких же отношениях с Россией). Это Иран (Персия), Судан и северная Эфиопия (Ефиопия), Ливия и Турция (Мешех, Фувал, Гомер и Фогарма).
Не исключено, что в будущем коалиция этих стран, во главе с вновь окрепшей Российской державой (как бы она ни называлась в то время), совершит нападение на Израиль. Когда же в будущем исполнится это пророчество? (Ведь никакие события в прошлом явно "не совпадают" с ним.) Некоторые полагают, что нападение на Израиль, которое прозревает Иезекииль, следует отождествлять с той "войной народов" во главе с Гогом и Магогом против Христа - в конце Его тысячелетнего правления на земле, о которой читаем в Апокалипсисе (Откр. 20:7-9), но такое "прочтение" пророчества Иезекииля имеет несколько "слабых мест". 1) Результаты битвы, описываемой Иезекиилем, не совпадают с событиями, которые последуют после битвы, представленной в 20-ой главе книги Откровение.
Зачем хоронить мертвых на протяжении семи месяцев после битвы (Иез. 39:12-13), если следующим по окончании битвы (согласно книги Откровение) событием явится суд над мертвыми у великого белого престола (Откр. 20:11-13)? Зачем людям, оставшись после битвы на земле, сжигать на протяжении семи лет орудия войны (Иез. 39:9-10), вместо того, чтобы сразу же вступить в вечность? (Откр. 21:1-4) Исходя из изложенных соображений (и не только из них: в этой связи толкование на Откр. 20:7-9), речь в Книгах Пророка Иезекииля и Откровение все-таки идет о двух разных битвах. 2) Такой вывод подтверждается и различным воздействием событий, описанных Иезекиилем и Иоанном, на людей.
У первого битва явится фактором, которым воспользуется Бог, чтобы приблизить к Себе народ Израиля (Иез. 39:7,22-29) и, как следствие этого, положить конец его пленению (рассеянию). А у второго битва (Откр. 20) произойдет после того, как Израиль будет хранить верность своему Богу и жить под Его благословениями на протяжении 1000 лет.
Но если битва в Иез. 38-39 разразится не в конце тысячелетнего царствования Христа, то, может быть, в начале его? Это тоже представляется весьма сомнительным. Ведь в Тысячелетнее царство войдут только пережившие духовное возрождение (Иоан. 3:3). И при начале его будут уничтожены орудия войны ("мечи перекованы на орала и копья - на серпы"; Мих. 4:3). Пожалуй, логичнее всего отнести битву под предводительством Гога, которая описана Иезекиилем, ко времени, предваряющему начало великой скорби.
Судя по некоторым "деталям", - к началу первой половины того семилетия (в этой связи толкование на Дан. 11:40). Ведь нападение на Израиль совершится, когда он будет жить в условиях мира (Иез. 38:8,11). Когда завет Израиля с антихристом будет в действии в начале Данииловой 70-ой седьмины (Дан. 9:27а), он будет жить в мире.
Но когда в середине семилетнего периода этот завет будет нарушен, народ израильский подвергнется чудовищным преследованиям (Дан. 9:27б; Матф. 24:15-22). Тогда-то у людей будет время, чтобы хоронить своих мертвых (Иез. 39:12-13) и предавать огню орудия войны (Иез. 39:9-10). Итак, битва, изображенная в книге Иезекииля, возможно, разразится где-то в начале семилетия перед вторым пришествием Христа.
Тогда на Израиль, находящийся под лжезащитой антихриста и усыпленный обманным чувством безопасности, могут двинуться под водительством "Гога" самые отдаленные его "соседи", о которых подробно говорилось в начале этого вступления. В 38:1-16 Иезекииль описывает вторжение в святую землю армий Гога, а в 38:17 - 39:29 - суд Божий над ними.
а. Вторжение Гога в Израиль (38:1-16)
Иез. 38:1-6. В стихе 1 Гог воспринимается скорее как лицо, главенствующее в земле Магог и являющееся "князем" (рош; объяснение на это слово во встуллении к главе) Мешеха и Фувала. В отличие, заметим, от главы 20 в книге Откровение, где Гог и Магог читаются как названия народов. Обращает на себя внимание и то, что Магог и Мешех (наряду с Фувалом и Гомером) названы как родоначальники племен (сыны Иафета) в книге Бытие (10:2).
Отсюда нельзя не сделать вывода, что имя Магог (в данный момент речь о нем) связывалось в Ветхом Завете с каким-то вполне известным тогда представлением (повторим, что Гог - как народ - нигде в Ветхом Завете не упоминается, и можно сказать, что впервые название это встречается у Иезекииля). Так или иначе, многочисленные и разнообразнейшие попытки (на протяжении веков!) идентифицировать эти имена с конкретными народами успехом не увенчались.
В свете этого достойным внимания кажется такое соображение: рядом с кратко, но выразительно звучащим "Гог" Иезекииль ставит созвучное ему "Магог" - как бы название одного из народов крайнего севера (стих 6), чтобы этим малознакомым для его современников именем обозначить многие народы далекого будущего, которые двинутся на умиротворенный (стих 8) Израиль со стороны враждебного ему дальнего севера. (С понятием "север", напомним, у иудеев связывалась и последняя катастрофа, постигшая их уже во времена Иезекииля и Иеремии; Иез. 1:4; Иер. 1:14.) Пророк не оставляет при этом сомнения, что направлять выступление Гога против Израиля будет Сам Бог стихи 4-6. Хотя из стиха 10 увидим, что Его воля будет "пропущена" через "сердце" Гога; другими словами, воля и мысли последнего, направленные во зло Израилю, явятся попущением Божиим. Завершая толкование на эти стихи, заметим, что в древности "Гомер" ассоциировался с киммерийцами, жившими в бассейне Черного моря, а Фогарма - с Арменией.
Иез. 38:7-9. Из распоряжения Гогу свыше в стихе 7 и фразы и будь им вождем (ближе к евр. тексту - "знаменем") следует, что народы, которые поведет Гог, - не подданные его, и что он лишь станет ими командовать (пока это позволено будет Богом). Вникнем в стихе 8. Фраза в последние годы в библейском контексте может подразумевать "при конце мира" (сравните с Ис. 24:22). Пророк, по всей видимости, прозревает здесь время ложного покоя Израиля при антихристе. Но как это часто бывает у пророков, ближнее виденье как бы сливается у Иезекииля с виденьем дальних событий.
Ведь то, о чем он говорит в стихе 8. скорее относилось к "запустению" земли на протяжении 70 лет вавилонского плена евреев, но не улавливается ли здесь мысль и о рассеянии основной массы евреев среди народов земли, которое будет продолжаться до прихода антихриста? После чего они все будут возвращены из народов, чтобы жить безопасно под его покровительством? (об этом выше, во вступительном толковании к этой главе).
Иез. 38:10-13. О стихе 10 в толкованиях на стихи 1-6. Непосредственной целью Гога и его разноплеменных полчищ явится стремление к наживе. Так, очевидно, представлялась пророку "притягательность" (в значении соблазна) будущего Израиля для хищнически настроенных в отношении него народов (ближних и дальних) в плане его географических и стратегических (с точки зрения торговых контактов между Азией и Африкой) преимуществ, а также экономического процветания.
Иез. 38:14-16. Развитие мыслей, высказанных прежде. Грядущее поражение народов, которые выступят в последние дни против народа Божиего (в этих комментариях "последние дни" предположительно ассоциируются с началом скорбного семилетия перед приходом Христа) явится в сущности поражением богоборческих начал в человечества После чего народы узнают Господа, Который, совершив суд над Гогом и его полчищами, явит святость Свою пред глазами их.
б. Суд над Гогом (38:17 - 39:29)
1) Поражение Гога (38:17 - 39:81. 38:17-23. Для толкователей Священного Писания стих 17 всегда был труден: ведь никто из прежних пророков прямо на Гога никогда не ссылался. Может быть, здесь подразумевается, что пророчествовавшие прежде предсказывали нападение враждебных полчищ на Израиль в последние дни, и именно эти предсказания ассоциировались у Иезекииля с Гогом и его полчищами? сравните с Иоил. 3:9-14; Соф. 3:15-20. Но уместно привести и такое соображение.
Прежние пророки, осуждая все враждебное Богу в нашем мире, в сущности говорили о том же, о чем говорит здесь Иезекииль. Ведь поражение Богом Гога и явится частью последнего суда Божиего над земным злом. Пророчества, которым вскоре после Иезекииля предстояло прекратиться, рано или поздно в истории сбываются или должны сбыться. Примечательно звучат в этом смысле слова пророка Захарии (Зах. 1:4-6). Потрясение на земле Израилевой (стих 19) - это землетрясение.
О последствиях его (в частности, о великом смятении в рядах враждебных Израилю полчищ, воины которых станут поражать друг друга) говорится в стихах 20-21. Происходящие катаклизмы будут усугублены такими природными катастрофами, как страшные ливневые дожди, град, извержения вулканов, а также эпидемиями (стих 22).