Толкование Библии, Книга Пророка Иезекииля 37 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Иезекииля
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
5. О ВОССТАНОВЛЕНИИ НАРОДА (глава 37)
Драма народа Господня, буйного и мятежного, представлена у Иезекииля как бы в трех актах. Первый акт - грехопадение Иерусалима, который покидает слава Иеговы, второй - разрушение и гибель города, лишившегося Божией благодати, и третий - покаяние и прощение; этот акт завершается оживлением мертвецов. В отношении "второго акта" заметим, что Израиль столь долго был разделен и рассеян, что по-человечески объединение его и "восстановление" не представлялось чем-то реальным. Поэтому Бог дважды говорит к Иезекиилю (37:1-14 и 15-28), чтобы в Своих откровениях ему подтвердить обещания, данные Им прежде: народ израильский будет Им восстановлен.
а. Видение сухих костей и возвращения их к жизни (37:1-14)
Иез. 37:1-10. В видении Иезекииля Господь Духом Своим переносит его как бы на поле битвы (сравните с 3:14; 8:3; 11:1,24; 43:5), усыпанное человеческими костями. Дабы пророк осознал, как много их на поверхности поля, Господь обвел его вокруг него. Иезекииль видит, что их весьма много и понимает, что они лежат здесь давно, ибо они весьма сухи. Примечательны вопрос Бога и ответ на него пророка в стихе 3: оживут ли кости сии? - Господи Боже! Ты знаешь это.
Некоторые из древнейших толкователей Библии видели в стихе 3, помимо его основного символического значения, касающегося будущих судеб Израиля, прозрение Иезекиилем воскресения мертвых. (Заметим в этой связи, что, хотя идея воскресения не была присуща массовому ветхозаветному сознанию, она медленно и постепенно проникала в него, то-есть и вовсе чуждой ему не была. Свидетельства этому находим в Иов. 19; Ис. 26:19; Дан. 12:2. Не этим ли объясняется и осторожный тон ответа Иезекииля: "Господи Боже! Ты знаешь это")?
Но более всего ответ пророка свидетельствует о глубине его веры во всемогущество Божие, потому что предполагает: даже если это, рассуждая по-человечески, невозможно, то нет ничего невозможного для Тебя. Далее Бог поручает Иезекиилю изречь пророчество на кости сии и сказать им, чтобы слушали слово Господне.
Тоесть слово пророчества выступает тут реальным орудием Божиего Духа, ибо им введен в особое состояние духовного виденья Иезекииль, и им же оживлены будут мертвые кости (Я введу дух в вас, и оживете - стих 5; сравните со стихом 6). По мере произнесения им пророчества Иезекииль становится свидетелем осуществления его (стихи 7-8). При чтении стихов 5-6 и затем 9-10 невольно приходит на память сотворение Богом Адама и обращение его в живое существо (Быт. 2:7). Остановимся, однако, на понятии еврейского руах, которое переводится как "дух", но и как "дыхание", и как "ветер".
В Ветхом Завете этот "термин" имел специфическое смысловое значение, не совсем соответствовавшее "духу" в нашем понимании. Он скорее означал некую энергию, разлитую в мироздании, которая проявлялась и в ветре и в человеческом дыхании; она мыслилась как основа и сущность жизни, таинственным образом связанные с дыханием (или Духом) Божиим (Руах Элогим).
В Священном Писании этот Дух то действует подобно мощному вихрю, переносящему человека из одного места в другое, то облекает пророка и его пророчества особой духовной силой. Как тут не вспомнить о знамении Пятидесятницы, когда апостолы слышали как бы "шум ветра"! Возвращение к жизни мертвых костей в видении Иезекииля производится тем же космическим дыханием Божества.
Иез. 37:11-14. И им же будет "оживлен", восстановлен Израиль как народ (стих 14). Об этом Иезекиилю говорится сразу после того, как посредством его пророчества высохшие кости обратились в полчища живых людей. И сказал Он мне: кости сия - весь дом Израилев (стих 11). Оторванные от родной земли, от храма, в котором сосредоточивалась их духовная жизнь, евреи оторваны были от корня, они потеряли надежду на национальное возрождение и, образно говоря, уподобились сухим непогребенным костям (стих 11).
Оживление этих костей как раз и символизировало возрождение Израиля как народа. Но из видения Иезекииля явствовало (стихи 12-13), что произойдет оно исключительно силой Божией, а не силой "благоприятных исторических обстоятельств": Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших (т. е. из плена, символизировавшего национальную смерть Израиля). И введу вас в землю Израилеву. Итак, Дух воскрешает! Пусть рана была неисцелима, но для Бога нет невозможного.
Его дыхание и мертвых оживотворит, и отчаявшихся окрылит надеждой. Не следует, однако, видеть исполнение этого пророчества в возвращении евреев в Палестину в наше время. Оно относилось ко времени возвращения на землю Христа (Матф. 24:30-31), как и сказанное современником Иезекииля - пророком Иеремией (Иер. 31:33; 33:14-16).
б. Видение двух жезлов, подлежавших соединению в один (37:15-28).
Иез. 37:15-17. В следуюшем его видении Иезекиилю дается повеление совершить действие, символизировавшее будущее объединение двух еврейских царств. Под "жезлом" здесь подразумевается деревянный посох (палка). На одном из этих жезлов Иезекиилю следовало написать: "Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним", а на другом - "Иосифу". Напомним, что после смерти царя Соломона народ израильский распался на два царства (в 931 г. до Р. Х.).
Южное царство известно было как Иудейское - потому что из двух составлявших его колен (Иуды и Вениамина) колено Иудино было большим, и потому, что страной управлял царь из этого колена (3 Цар. 12:22-24). Северное царство получило название Израиля. Но иногда его называли Ефремом (к примеру. Ос. 5:3,5,11-14) - или потому, что в этом союзе племен колено Ефрема (сына Иосифа) было самым сильным и влиятельным, или потому, что первым царем Израиля (после разделения царства) был Иеровоам, ефремлянин (3-Цар. 11:26).
Израиль, как известно, был уведен в плен ассирийцами (в 722 г. до Р. Х.), а Иуда - вавилонянами (в 605, 597 и 586 гг.до Р. Х.). Начиная с Осии (Ос. 3:5), мотив будущего объединения двух царств постоянно звучит в мессианских чаяниях пророков, и особенно часто у Иеремии. Ведь после гибели сильного 10-коленного царства (Северного) Израиль как самостоятельный народ представляла лишь маленькая Иудея.
Могла ли вновь "восстать" для нее слава времени Давидова вне объединения ее с Ефремом! (Едва ли можно сомневаться, что и в дни Иезекииля в Ассирии все еще существовали колонии изгнанников из северного еврейского царства.) И вот надежда, более того - уверенность в том, что такое объединение произойдет, вновь прозвучала в видении Иезекииля. Под "сынами Израилевыми, союзными с Иудой", понимались не только "сыны Вениаминовы", но и Симеоновы и отчасти Левиины. В знак будущего объединения царств Иезекиилю сказано было соединить в руке своей два жезла в один (стих 17).
Иез. 37:18-28. Особым положением Ефрема в Северном царстве (выше) объясняется фраза жезл Иосифов, который в руке Ефрема (стих 19). Господь… говорит, что Сам приложит этот жезл… к жезлу Иуды и сделает их одним жезлом, и будут одно в руке Его. Это в сущности означает не только то, что "Ефрем" подчинится Иуде, согласно изначальной воле Божией, но что управлять объединенным Царством Бог станет через Мессию, потомка Иуды.
Зрелище двух соединенных жезлов в руке пророка пред глазами пленников (стих 20) не могло не произвести на них сильнейшего впечатления. То, что произойдет, подробно излагается, начиная со стиха 21. По возвращении иудеев из плена это предсказание исполнилось лишь частично - прежде всего в плане полного отказа их от идолопоклонства (стих 23). Относительно стихов 24-25 толкование на Иез. 34:23-24. Обращает на себя внимание подчеркнуто звучащее (в стихах 25-26 и 28) обещание Бога, что имеющее произойти в еврейском народе не будет ограничено рамками времени: раб Мой Давид будет князем у них вечно (стих 25) и поставлю среди них святилище Мое на веки (стих 26). Это новое Божие святилище, о котором подробнейшим образом говорится в главах 40-43, будет служить не только новому Израилю, но и всем народам земли (стих 28) зримым напоминанием о присутствии Бога в обетованной земле.