Толкование Библии, Книга Пророка Иезекииля 28 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Иезекииля
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
3. О ГИБЕЛИ "НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО" В ТИРЕ (28:1-19)
Иез. 28:1-5. В стихе 2 читаем о "начальствующем" ("князе" по другим переводам) в Тире, тогда как в стихе 12 Иезекиилю велено оплакать царя Тирского, и это не одно и то же лицо. Царем Тира был в это время Ефваал III, правивший с 591-го по 573-72 годы. Власть его, как и других тирских царей, не была, однако, - в специфических условиях этого торгового города-государства - "всеобъемлющей", и трудно понимать буквально слова, приписываемые в стихе 2 "начальствующему" (если и отождествлять его с "царем"), которые говорят об обожествлении себя этим таинственным лицом.
Скорее "начальствующий" олицетворяет сам Тир в его непомерной гордыне. Даниил, который упоминается в стихе 3, мудростью своей достиг к тому времени высокого признания при дворе царя Навуходоносора (Дан. 1:19-20; 2:46-49; 4:6); слава его, надо думать, достигла и Тира, и здесь таким образом выражение иронии: да не считают себя тиряне и "начальствующий", который представляет их, премудрее Даниила. Впрочем, в мудрости как таковой Иезекииль "начальствующему" не отказывает (стихи 4-5): именно благодаря ей он умножил… посредством торговли… богатство свое. Беда его, однако, в том, что мудрость (которая всегда есть дар Божий!) послужила ему поводом возгордиться без меры!
Иез. 28:6-10. За это-то Господь "приведет на него" иноземцев (армию Навуходоносора; фраза лютейших из народов в стихе 7, возможно, подразумевает присутствие в этой армии диких "отрядов" из кочевых народов). Умереть в сердце морей смертью убитых (стих 8) подразумевает смерть без должного погребения. Выражение смертью необрезанных в стихе 10 в сущности подразумевает то же самое, т. е. смерть и погребение, как у нечестивых, ожидают тирян (это именно образ, так как обрезание финикийцами практиковалось).
Иез. 28:11-19. Господь сожалеет о царе Тирском (иносказание начальствующего "перетекает" в иносказание царя, которое, сохраняя "человеческий смысл", постепенно исполняется иного, неземного значения). Сожалея о царе, как о всяком падшем грешнике, Бог устами Иезекииля говорит, что в Его глазах он - печать (слово передает идею полноты) совершенства. Образ царя явно сливается с образом сатаны. Иезекииль имеет в виду те мудрость и красоту, то совершенство, которые даровал ему Бог при сотворении его.
Фраза Ты находился в Едеме (стих 13) применительно к царю могла означать "нахождение" того в самом Тире как в одном из прекраснейших мест земли. Но пророку, по всей вероятности, видится в нравственном падении Тира по причине его гордыни повторение (и продолжение!) падения, по той же причине, сатаны - конечно, за пределами земли и земного времени. Драгоценные камни, которыми были украшены… одежды царя (сатаны), вероятно, символизировали его красоту и высокое положение. Здесь перечислены, заметим, 9 из 12 камней, украшавших нагрудник первосвященника в Израиле (сравните Исх. 28:15-20; 39:10-13).
Стих 14 звучит весьма загадочно, но при этом ясно, что иносказания царя и сатаны переплетены в нем. Херувимы составляют (по древнееврейским представлениям) "узкий круг" тех сил небесных, которые имеют самый близкий доступ к Богу. Здесь, возможно, имеет место "параллель" между особым положением херувимов в небе и Тира на земле. Херувим, о котором речь в стихе 14, был помазанным. Что тут имеется в виду?
Известно, что херувимы на крышке ковчега завета подлежали помазанию (миром), наряду со всеми священными предметами в скинии и храме (Исх. 30:22-33). Но помазанию подлежали при вступлении их на престол и цари - в знак дарования им Богом не только особого величия, но и духовной полноты. Итак, царь Тирский мог быть помазан в знак освящения его и Тира, который он представлял. По мысли одного богослова, все на земле, чему или кому Бог даст от Своего величия, делается священным и остается таковым, пока не осквернится и не падет.
И все-таки значение помазания в отношении херувима, под которым понимался сатана, не вполне ясно (хотя, повторим, он мог быть "помазан" в вышеуказанном смысле - как один из тех, кого Бог поставил (стих 14) близко к Своему престолу). Что касается фразы чтоб осенять в стихе 14 и определения осеняющий в стихе 16, то здесь можно высказать следующее предположение: образ возникает опять-таки от храмовых херувимов, осенявших крыльями своими крышку ковчега (место пребывания Бога).
Возможно, в сознании пророка возникла параллель: так же и Тир, прекрасный и сильный, "осеняет" землю. Подтверждение (и продолжение) этой параллели видится в следующей фразе: ты был… на святой горе Божией. Так называлась только гора Сион, на которой возвышался храм (и, следовательно, пророк действительно говорил о херувимах (херувиме как обобщении их), которые "осеняли" (хранили) ковчег). Но нет ли тут сопоставления с Тиром, возвышавшимся как бы на горе среди моря? Не сравнивается ли эта подразумеваемая "гора" с Сионом по причине многих благословений, которыми Бог благословил Тир?
Существует и такое прочтение стиха 14 "святая гора Божия" - это небо, рай, который хранят, "осеняя крыльями своими", херувимы. Может быть, "гора" эта представлялась древним покрытой не простыми, а "огнистыми камнями", подобие которым видели они в камнях драгоценных. Едва ли можно увязать в одну "логическую цепочку" все сравнения, иносказания и аллегории, к которым прибегает тут Иезекииль. Ясна, однако, главная мысль его - о том, что от сотворения своего херувим, о котором тут речь, близко стоял к Богу, и, значит, совершен был в путях своих, пока не совершил беззакония (стих 15).
Оно заключалось в том, что он безмерно возомнил о себе, проникся чувством гордыни (1-Тим. 3:6), "соблазнившись" собственной красотой. Не то же ли произошло с Тиром? В стихе 16 с образом сатаны сливается его образ. О низвержении возгордившегося херувима с горы Божией (здесь явно в значении "неба"), Иезекииль говорит как о "единичном акте" (сравните с Лук. 10:18), но в масштабах космического времени оно как бы "распадается на стадии".
Осудив падшего херувима первоначально, Бог удалил его от Своего трона (может быть, именно эта мысль передана во второй части стиха 16). За ним, однако, сохранено было право доступа к Богу (Иов. 1:6-12; Зах. 3:1-2). В годину великой скорби для этого, некогда помазанного, херувима и его воинства "не останется места на небе", как сказано в книге Откровение (Откр. 12:7-13), и находиться они смогут лишь на земле; когда же на земле воцарится на 1000 лет Христос, они будут сброшены в бездну (Откр. 20:1-3). После короткого освобождения в конце тысячелетнего царствования Христа (Откр. 20:7-9) сатана навсегда будет низвергнут в озеро огненное (Откр. 20:10).
Обращает на себя внимание, что в начале стиха 16 как "торговля" переведено евр. слово, которое может быть передано и как "хождение от одного к другому". Здесь и в стихе 5 Иезекииль употребляет его для определения торговой активности Тира. Как же "совмещается" оно с деятельностью сатаны? Очевидно, в плане сравнения: ведь положение его в небесах подразумевало обширные контакты его с разумными существами, сотворенными Богом, как и положение (географическое, политическое) Тира - его контакты со многими народами.
И тот и другой в процессе этих контактов все более совращались, становясь все более преступными в глазах Божиих (внутреннее твое исполнилось неправды). В стихах 17-18 все еще почти не поддаются разделению образы Тира и сатаны. "Князь мира сего" будет (был) низвергнут на землю, и Тир, как бы брошенный к ногам чужеземных царей, будет отдан им на позор (стих 17).
С другой стороны, под "святилищами" в стихе 18 едва ли понимались языческие капища тирян, в частности, храм их бога Мелькарта; скорее, тут подразумеваются состояние первоначальной чистоты "ангела света" и святость "Божией горы", которую он осквернил своим падением. Но во второй половине стиха 18 содержится явный намек на гибель от огня города (Тира).
Е. О суде над Сидоном (28:20-26)
Иез. 28:20-24. Сидон лежал километрах в 30 от Тира, вверх по берегу Средиземного моря. Он был древнее Тира, но с давних времен признавал его гегемонию над собой, так, видимо, было и в дни Иезекииля; однако при этом Сидон пользовался, как представляется, известной самостоятельностью. Название его (в оригинале) указывает на то, что это был крупный рыболовецкий порт.
После того, как Тир ослаблен был 13-летней осадой (войском Навуходоносора), Сидон "воспрянул" и как бы заступил его место, но в середине 4-го века до Р. Х. он был разрушен персидским царем Артаксерксом III. Однако позднее был полностью восстановлен. Финикийцы, населявшие как Тир, так и Сидон, были язычниками, и Господа не признавали; мысль об этом подспудно звучит в стихе 22: И узнают, что Я - Господь, когда произведу суд над ним…
В четырех стихах из пяти (стихи 22-26) повторяется эта грозная фраза применительно к сидонянам: и узнают, что Я - Господь. В традиционных выражениях описывается будущий суд над Сидоном в стихе 23. О войнах сидонян с Израилем, если они и были, известно мало, однако, намек на них встречаем в Суд. 10:12. Но, дом "Израилев" много пострадал в свое время из-за того, что царь Ахав женился на дочери сидонского царя Ефваала - Иезавели (3-Цар. 16:31).
Горячая почитательница языческого бога Ваала, она много сделала для распространения его культа в Израиле. Смелый вызов нечестивой и на редкость жестокой, безнравственной царице бросил пророк Илия, которого Иезавель злобно преследовала (3-Цар. 19:1-3 и далее). Возможно, намек на Иезавель содержится в стихе 24. Но мысль, проходящая как главная через эти стихи, в том, что посредством "суда" над "зложелательствующими" Израилю соседями его Бог устранит препятствие с пути "правильного хождения" Его народа перед Ним.
Иез. 28:25-26. На той же мысли сконцентрированы стихи 25-26. Бог явит святость Свою как в разрушении нечестивого Сидона, так и в возвращении Израиля из народов, между которыми евреи рассеяны. Да, Он наказывал и не перестанет наказывать Свой народ за грехи его и вину перед Ним. Но Он не оставлял и не оставит его. Тут, как и на многих страницах Священного Писания, вновь звучит мысль об исключительном положении среди других народов народа Израильского - исключительного потому, что Бог вступил в завет именно с ним.
Согласно этому завету Он обещал землю Аврааму (Быт. 13:14-17; 15:17-21) и повторил это обещание Иакову (Быт. 35:11-13). Он никогда его не отменял. Однако повторенное вновь устами Иезекииля (стихи 25-26), обещание это буквально и в полном объеме в истории, достигшей наших дней, не исполнилось. Так ему предстоит исполниться в Тысячелетнем царстве Христа (это предсказание Иезекииля и относят к числу мессианских).