Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Притчи»3 глава

Толкование Библии, Книга Притчи 3 глава

1. ПРИЗЫВ СОБЛЮДАТЬ НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА (3:1-4)

Прит. 3:1-2. Слову наставления здесь соответствует евр. торах, означавшее как Моисеев закон, так и обучение ему. Человек, который почитает отца и учителя, а то, чему он "наставляет его", т. е. заповеди закона, хранит в сердце, другими словами, постоянно руководствуется ими в жизни, будет награжден долголетием, миром и покоем.

Награда эта понималась и как знак Божьего благоволения и как следствие воздержанной, благоразумной жизни. Еврейское шалом, обычно (и тут) переводимое как "мир", включает в себя более чем наши понятия мира и процветания, предполагая и жизнь, чуждую раздвоенности, в здоровьи и гармонии. В сущности шалом - это пожелание полноты бытия.

Прит. 3:3-4. Фраза Милость и истина нередко употребляется на страницах Библии как "устойчивое словосочетание", причем евр. ве-эмет, переводимое на русский язык как "истина", означает и неизменную правдивость и вытекающую из нее "верность" (обычно верность Господа Его завету с людьми). Вообще же это словосочетание может относиться и к людям, подтверждением чему служит стих 3: прибегая к этому выражению, Соломон наставляет сына всегда быть милосердным (милостивым), правдивым и верным - своему слову и обязательствам, как и людям, доверившимся ему.

Во второй части стих 3 образно выражен призыв к сыну запечатлеть отцовские наставления в сердце. Не следует видеть здесь "параллели" с ношением филактерии (толкование на Втор. 6:8-9). Милостивый и правдивый п отношению к людям обретет ответную милость и доброе отношение не только у них, но и у Бога (стих 4).

2. ПРИЗЫВ (ЗАПОВЕДЬ) НАДЕЯТЬСЯ НА ГОСПОДА, БОЯТЬСЯ ЕГО И НЕ ПОЛАГАТЬСЯ НА СВОЙ РАЗУМ (3:5-8)

Прит. 3:5-6. Вторая фраза стиха 5 вытекает из первой его фразы. Мудрость сказывается и е признании человеком малости и недостаточности своего разума перед разумом и всезнанием Господа, масштабы которых остаются за пределами человеческого познания (Ис. 55:8-9; Рим. 11:33-34). Однако на собственном опыте люди многократно убеждались в том, что вполне могут довериться Господу, хотя во многом Он остается для них непостижимым.

Познавай в стихе 6 предполагает не простое признание того факта, что Бог существует, а познание Его как Того, Кто близок каждому человеку, открывающему Ему сердце, Кто, невидимый, всегда рядом с таким человеком ("соучаствуя" во всей жизни его - Во всех путях твоих познавай Его). Самонадеянный (полагающийся па разум свой) сам отдаляет от себя Бога; к смиренному же Он близок. К смирению и призывает Соломон сына в стихе 5, обещая ему, что в награду Господь направит стези его (стих 6). Это означает более чем руководство, но предполагает и удаление излишних препятствий, помощь в достижении цели, облегчении жизни как таковой (сравните 3:10, 16, 24-25).

Прит. 3:7-8. Первая фраза стиха 7 повторяет в иных словах мысль, выраженную во второй фразе стиха 5 "Боязнь" Господа, т. е. благоговейное отношение к Нему, несовместимо с тяготением ко злу. А "удаление от зла", в свою очередь, есть залог крепкого здоровья как физического, так и душевного.

3. ЧТИ ГОСПОДА ОТ ИМЕНИЯ ТВОЕГО (3:9-10)

Прит. 3:9-10. В Израиле "почтить" Господа от имения своего (т. е. ежегодно посвящать Ему десятину от своих стад и всех произведений земли) и от начатков всех прибытков своих (т. е. приносить Ему первые плоды от всякого урожая и первородных от скота свосго; Втор. 26:1-3,9-11; сравните Прит. 3:6) означало выразить Ему благодарность за попечение Его о людях. "Чтущему Господа" Соломон напоминает, что "взамен" житницы его наполнятся зерном, и в точилах его не будет недостатка в новом вине (стих 10 сравнитесо стихом 4). В принципе это верно, что благочестие и смирение благословляются свыше (стих 2; Втор. 28:1-14; Матф. 6:33).

Но обобщение такого рода, характерное для книги Притчей, не означает, что Богу "не позволительны исключения". Ведь если бы это было так, то пришлось бы вести речь о людях, которые приходят к Господу не с тем, чтобы "почтить" Его, а стем, чтобы "с выгодой вложить свой капитал". Может быть, не случайно стих 10 "уравновешивается" в этом смысле стихами 11-12.

4. НАКАЗАНИЯ ГОСПОДНЯ… НЕ ОТВЕРГАЙ (3:11-12)

Прит. 3:11-12. Бог, на Которого мы можем полагаться как на Того, Кто облегчает или устраняет препятствия на нашем пути и ведет нас к осуществлению благих целей (стихи 5-6), Кто заботится об удовлетворении наших материальных нужд, Свою любовь к нам являет и в наказании (евр. мусор, употребленное здесь, подразумевает и физическое воздействие на наказуемого).

Наказанием и обличением Божиими Соломон называет здесь любые страдания, несчастья, которые попускаются в жизни человека свыше - с педагогической целью; на основании других мест в Притчах (к примеру, 19:18; 23:13) можно говорить о сопоставлении Соломоном наказания Господня с тем, которое строгая система древнеизраильского воспитания предусматривала в семье; выразительное подтверждение этому находим (помимо 2-ой части стих 12) во Втор. 8:5, где сказано: "И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего".

Отсюда призыв Соломона к разумному и терпеливому восприятию жизненных бедствий. потому что порой они служат знаком особой Божией любви к наказуемому, которого Господь посредством их вразумляет еще более и укрепляет в осознании им своей нужды в Господе, в любви к Нему. Да не озлобится он! "Тяготиться" подобными испытаниями, думать, может быть, что они посылаются Богом потому, что Ему доставляет удовольствие причинять людям боль, возможно лишь в случае упорного непонимания (и неприятия!) благих последствий этих Божиих "обличений". Мысль Соломона, выраженная в этих стихах, более подробно развивается автором послания к Евреям (Евр. 12:7-8).

Д. Высокая цена мудрости (3:13-20)

Прит. 3:13-15. Можно видеть смысловую связь между стих 13 и двумя предыдущими стихами, ибо в мудрости человек черпает терпение и смирение, с которыми переносит испытания, принимая их как волю Господню. Счастлив (блажен) такой человек, мудрость (хокма) и разум (в значении "благоразумия") которого основаны на его опыте - как житейском, так и духовном: приобретение его дороже серебра и потому, что обретший богатство далеко не всегда обретает с ним и счастье (стих 14 сравните с Еккл. 5:10-12). Мудрость дороже драгоценных камней (стих 15), которые служат внешним украшением, тогда как она украшает интеллект человека и содействует его духовному возрастанию.

Прит. 3:16-18. Мудрость выступает в роли женщины, обеими руками раздающей дары тем, которые стремились к ней и, вот, обрели и хранят. В правой руке ее главный дар - долгоденствие, а в левой - дары "вторичные" (по сравнению с главным): богатство и слава. Вспомним, что, вступив на царство, Соломон и сам в первую очередь просил у Бога мудрости и, радуясь этой просьбе его, Господь дал ему и то, чего он не просил: богатство и славу (3-Цар. 3:6-13).

Пути жизни, определяемые мудростью, приятны и в том, вероятно, смысле, что ведут к успехам и к достижению поставленных целей; они мирны, потому что мудрому человеку свойственно умение разрешать возникающие разногласия и противоречия мирным путем, не вступая в конфликты. Древо жизни, впервые упоминаемое в книге Бытия (Быт. 2:9; 3:22), являлось источником здоровья и бессмертия. Мудрость-источник здоровой полноценной жизни в страхе Божием. Отсюда сравнение, к которому Соломон прибегает в стихе 18.

Прит. 3:19-21. Здесь еврейское бехокма - "премудрость". Она была движущей силой всего процесса творения, говорит Соломон, облекая свою речь в красочные образы. Их в стихе 21 относится к "здравомыслию рассудительности", являющимся атрибутами той же мудрости. Соломон призывает сына постоянно руководиться ими.

Е. О значении мудрости во взаимоотношениях с другими людьми (3:22-35)

Прит. 3:22-26. В иносказательно-образной речи перечисляются блага, которые ожидают "здравомыслящего и рассудительного" на его жизненном пути: это безопасность, чувство покоя и защищенности (стихи 24-25), свобода от страха. Они - достояние всех уповающих на Господа (стих 26).

Прит. 3:27-35. В стихах 27-31 содержится пять лаконичных сентенций, начинающихся с Не; все они касаются взаимоотношений "мудрого" с другими людьми и определяют характер его действий, поступков и поведения в целом на тех "направлениях", которым в древнеизраильском обществе придавалось особое значение. Это милосердие, благотворительность, доброжелательность к ближним, отвращение к насилию и своеволию.

В смысловом отношении стихи 27-32 связаны "попарно": стихи 27-28; стихи 29-30 и стихи 31-32. Благотворительность как моральная добродетель ставилась древними евреями настолько высоко, что "нуждающийся" выступал в глазах "благотворящего" как тот, кому милостыня принадлежит по праву (это отражено в евр. слове баал, которое переведено как "нуждающийся" (не отказывай… нуждающемуся), если только ты в состоянии помочь ему (смысл второй фразы в стихе 27). Звучание этого наставления усиливается в следующем стихе: подай ему милостыню тотчас, не откладывай исполнения этого своего долга (подразумевается) до следующего дня (стих 28).

Не делай зла ближнему своему, который доверяет тебе (это могло быть и предостережением против нарушения 9-ой заповеди; Исх. 20:16), не ссорься с человеком, не сделавшим зла тебе. Сказанное в стихах 29-30 можно резюмировать в трех словах: будь доброжелателен к ближнему. Соблазном, особенно для неокрепшей юной души, могло служить видимое преуспевание всякого рода злодеев. Не соревнуй (т. е. не завидуй) таковым, предостерегает Соломон.

Не соблазняйся ни одним из путей их (сравните 23:17; 24:1,19), ибо это мерзость пред Господом, Который поддерживает общение только с праведными. В трех последних стихах этой главы как бы сформулирован неизменно действующий нравственный закон: Проклятие Господне тяготеет над нечестивым, благословения Его - удел благочестивых; эта мысль весьма созвучна словам Иакова и Петра (частично она цитируется обоими): Иак. 4:6; 1-Пет. 5:5.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта