Толкование Библии, Книга Притчи 4 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Притчи Соломона
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Ж. Призыв "приобретать мудрость" и любить ее (4:1-27)
Он часто повторяется в главах 1-9, обращает на себя внимание сходство составляющих его слов и выражений (сравните 1:8-9; 2:1-6; 3:1-2,21-26; 4:10,20-22; 5:1-2; 6:20-22; 7:1-3,24; 8:32-36).
Прит. 4:1-5. Здесь первоначальное обращение Соломона адресовано не к сыну (как в первых трех главах), а к детям. Подразумевается, что то отцовское наставление (стих 4), которое они слышат теперь от него, они впоследствии передадут собственным детям.
Слову учение в стихе 2 соответствует еврейское тора, т. е. тут подразумевается наставление в Моисеевом законе, которое передается от отца к сыну, а от него - к его сыновьям; это наставление в трех поколениях служит своеобразной иллюстрацией к сказанному во Втор. 6:2. Внимать заповедям отца значит учиться разуму (стих 1) и приобретать мудрость (стих 5), которыми необходимо пользоваться в практической повседневности, ибо в них источник жизни (окончание стиха 4), защиты (стих 6) и чести (стихи 8-9).
В стихе 3 Соломон ссылается на своего отца, т. е. на царя Давида, и на свою мать - Вирсавию. Однако у Вирсавии было от Давида четыре сына, включая Соломона (1-Пар. 3:5). Это "несоответствие" во многих древнееврейских источниках устраняется изменением 2-ой фразы стиха 3, который звучит в том смысле, что Соломон был "единственным нежнолюбимым" у Вирсавии среди братьев своих.
Прит. 4:6-9. В этих стихах мудрость (хокма) снова выступает в облике женщины, скорее даже жены, которую следует любить и не оставлять (сравните с фразой в стихе 7: всем имением твоим (т. е. не жалея для этого ничего) приобретай разум). Как любящая жена, станет мудрость заботиться о том, кто дорожит ею (она будет охранять… оберегать тебя; она возвысит тебя и прославит… если ты прилепишься к ней; стихи 6,8). "Прославление мудростью" в стихе 9 есть образ всевозможных благих последствий ее.
Прит. 4:10-19. Последствия эти конкретизируются в стихах 10-12. Мудрость сулит долгую жизнь (стих 10) в согласии с законом (имеющий ее пойдет "стезями прямыми"; стих И) и потому свободную от тяжелых препятствий и переживаний (стих 12). В стихах 14-19 - предостережения от соблазна вступить на стезю нечестивых, ибо это "стезя" зла и нечистых страстей, сопряженная с постоянными опасностями и не сулящая душевного мира. В стихе 18 - образ неуклонного возрастания праведного в мудрости, ибо в мудрости и благочестии невозможно остановиться, "застыть", "не восходить (на протяжении жизни) выше и выше"; отсюда сравнение с солнцем, достигающим в движении своем зенита. В стихе 19 - противопоставление светозарной стези праведных пути беззаконных, который есть тьма и опасность.
Прит. 4:20-27. Вновь следует призыв (на этот раз к "сыну") внимать мудрым речам отца, потому что, в этом залог здоровой (как в физическом, так и в нравственном отношении) жизни (стих 20, 22). Первая фраза стиха 21 может быть понята как "имей (их) постоянно в виду". Храни речи отца внутри сердца, призывает Соломон в стихе 21 и продолжает в стихе 23: Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни. "Сердце" здесь понимается сугубо по-библейски, и в таком именно понимании "термин" этот часто употребляется на страницах Священного Писания. к примеру, Лук. 6:45. Речь идет о сердце, которое не только является необходимейшим органом человеческого тела (без которого тело не живет); оно и средоточие, источник эмоциональной, нравственной и духовной жизни. Оно "ответственно" за слова, сходящие с уст человека (стих 24), за то, видит ли он вещи в истинном, правдивом свете (стих 25), и за поведение его и поступки (символизируются понятиями "стези" и пути; стихи 26-27).