Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Притчи»17 глава

Толкование Библии, Книга Притчи 17 глава

Прит. 17:1. Едва ли не каждый из стихов 1-20 касается в той или иной мере темы раздоров и мира. Под "заколотым скотом" в стихе 1 подразумеваются жертвы, принесенные Господу, так называемые "мирные жертвы" (сравните 7:14), мясо которых шло в пищу приносившим их.

Прит. 17:2. Порой раб (слуга), будучи разумным (мудрым), мог унаследовать в древнееврейском обществе "имение" господина своего, вместо беспутного сына его, либо часть этого имения (наследства), получив ее наравне с братьями того сына, который стал позором для своих родителей (сравните 19:26). Напомним в этой связи, что Иеровоам, некогда служивший царю Соломону ("раб Соломонов"; 3-Цар. 11:26 и далее), поднялся над неразумным и бесчестным сыном царя Ровоамом и возглавил 10 из 12 колен Израилевых (3-Цар. 12).

Прит. 17:3. Очевидно, в основе этого сравнения лежит та мысль, что как серебро и золото очищаются сильным огнем и обнаруживают в результате его действия на них свои "достоинства", так и сердца людей, "призванных по… изволению" Бога (Рим. 8:28), очищаются в "огне" посылаемых им испытаний, чтобы окрепнуть в своем уповании на Господа и в бескорыстной любви к Нему (сравните Иак. 1:2-3; 1-Пет. 1:7).

Прит. 17:4. Злой человек, как и человек лживый от природы, с готовностью "впитывают" в себя то, что соответствует их внутренней сути: они внимают устам беззаконным (нечистым, бессовестным, сеющим клевету) и "слушаются" языка пагубного (буквально: "наносящего урон, разорение другому человеку").

Прит. 17:5. Независимо от своего материального достатка, человек есть образ Творца, создавшего его; поэтому "ругаться", т. е. издеваться над ним, значит хулить Создателя (сравните 14:31). Надо заметить, что тут (как и во многих других местах Библии, особенно в Притчах и Псалмах) "нищий" противопоставляется человеку надменному, злобному, нечестивому. Он "нищ" не по причине своей праздности, которая Библией осуждается (Прит. 28:19), а потому, что чужд духа стяжания и ищет лишь близости с Богом, к Которому исполнен безграничного доверия.

Такие "библейские нищие" являются, как правило, образом людей нравственно чистых и благочестивых. Мысль о том, что не останется ненаказанным злорадствующий чужому несчастью, перекликается здесь с той, что кара непременно настигнет каждого порочного человека и всякого "надменного сердцем" (11:21 и 16:5).

Прит. 17:6. В основе этой притчи - высокое значение, которое придавалось древними евреями роду, семье, потомству. Радостью и гордостью друг для друга члены ветхозаветной семьи могли быть, однако, лишь в случае их должного отношения к Богу (Втор. 6:2) и друг ко другу.

Прит. 17:7. Первую часть этого стиха лучше прочитать так: "Не глупцу (евр. набал, подразумевающее человека, не отличающегося разумением и чуткостью в вопросах духовных) изрекать важные вещи (или - говорить красноречиво)" Тем более "неприлично" (вторая часть) знатному (подразумевается, тому, кто имеет власть, пользуется авторитетом) лгать.

Прит. 17:8. Полагают, что в стихе 8 речь идет о даре (в значении одного из "даров совершенных"; Иак. 1:17), которым награждается, словно драгоценным камнем, человек благочестивый; обладая им, он преуспевает во всяком деле.

Прит. 17:9. Готовность "забыть" проступок ближнего противопоставляется злопамятности; первое свойство свидетельствует о любви, второе есть залог раздоров (10:12 и комментарий на этот стих).

Прит. 17:10-11. Каждый из стихов 10-16 касается тех или иных форм зла или проявлений глупости. Так, в стихе 10 говорится о нечувствительности глупца к доброму наставлению (ему и ста ударов мало, чтобы проникнуться здравым смыслом), которой противопоставляется нравственная чуткость разумного (этому, чтобы понять свою неправоту, достаточно простого "выговора"). Возмутитель в стихе 11 - тот же "глупец", т. е. человек нравственно тупой, нечуткий, лишенный сострадания к другим; в силу этих своих "особенностей" он ищет только зла. Однако ему не избежать наказания; покарать его, говорит царь Соломон, будет послан ангел зла.

Прит. 17:12. Общеизвестно, что медведица, лишившись своих детенышей, впадает в ярость и становится особенно опасной (сравните Ос. 13:8). Но едва ли не большую опасность представляет из себя глупец с его глупостью, замечает Соломон. Конечно не каждый глупец одинаково опасен, тем не менее, мысль эта может быть понята как буквально (представьте себе столкновение с человеком явно глупым, который вооружен ножом или пистолетом!), так и в переносном смысле человек нравственно тупой (какими обычно бывают неумные люди), упорствуя в своей глупости, может принести окружающим немалые душевные страдания; в этом смысле он действительно опасен!

Прит. 17:13. Воздавать злом… за добро во все века и у всех народов считалось преступлением, которое не останется ненаказанным. Здесь содержится прямая угроза проклятия, которое не отойдет… от дома человека, нарушающего этот нравственный закон.

Прит. 17:14. Казалось бы, начало ссоры - житейская "мелочь" Но, начавшись, она быстро выходит из-под контроля. Поэтому Соломон как бы уподобляет ее небольшой трещине в плотине, которая, однако, быстро расширяется под напором воды. пока плотину не прорвет.

Прит. 17:15. Стих касается показаний на суде. При совершении его любое отступление от истины будь то попытка оправдать нечестивого или обвинить праведного - мерзость пред Господом.

Прит. 17:16. Более полно эта притча передана в английских переводах Библии; смысл ее в том, что глупец полагает, будто мудрость можно приобрести за деньги, тогда как для этого нужно искреннее желание, или соответствующее расположение сердца. А поскольку ничего этого у глупца нет, то безнадежна его попытка обрести разум в обмен на сокровище.

Прит. 17:17. Мысль, основанная на вековечном опыте человечества: истинный друг, как и брат не оставит человека во время несчастия; он, напротив, в несчастье познается.

Прит. 17:18. Неоднократно встречающаяся в Притчах мысль о неосторожности, свойственной неразумным, давать финансовое поручительство за другого (сравните с 6:1-5; 11:15).

Прит. 17:19. В первой части этого стиха можно усмотреть некое обобщение сказанного прежде. Итак: дружественное расположение к ближним (стих 17) помогает преодолевать раздоры, однако, необдуманное финансовое поручительство (стих 18) может привести к ссоре; в ссорах же (стих 19) сплошь и рядом искажаются причины и следствия, и они, свидетельствующие о низкой морали ссорящихся, всегда есть грех; ссоры неизбежно ведут к несчастьям (сравните со стихом 14).

Высоко поднятые ворота во второй части притчи могут быть истолкованы как буквально (богатый человек возводит "высокие ворота" как символ силы своей и "неприступности"), так и в переносном смысле - как образ хвастовства; то есть в обоих случаях это свидетельство гордыни, которая раньше или позже приведет к падению (сравните 11:2; 16:18; 18:12; 29:23).

Прит. 17:20. Коварное сердце не найдет Божьего благословения, следовательно не увидит и добра; лукавый, т е. лживый, склонный к клеветам, язык как раз и присущ "коварным сердцем", которым не миновать беды.

Прит. 17:21. Неоднократно повторяющаяся в Притчах мысль о горе родителей, имеющих глупого сына. Примечательно, что слово "глупый" выражено в этом стихе двумя разными еврейскими словами; в первом случае это кесил (понимаемое как "тупой"), а во втором набал, подразумевающее человека, лишенного духовного восприятия вещей.

Прит. 17:22. Тут та же мысль, что в 15:13,15,30 и в 18:14, о воздействии душевного состояния человека на его физическое здоровье. Веселое (сравните 15:13), точнее, счастливое сердце обладает свойством "врачевать", тогда как дух "не радующийся", унылый (как, к примеру, в случае отца, имеющего глупого сына) сушит кости (относительно этого образа в толковании на 3:8).

Прит. 17:23. О взяточничестве, которое совершается втайне и направлено на извращение путей правосудия.

Прит. 17:24. Сосредоточенность разумного на предмете, изучаемом им, противопоставляется невниманию глупца, который рассеянно "блуждает мыслями" тут и там.

Прит. 17:25. Та же мысль, что в стихе 21, выраженная, однако, по-еврейски в более сильных терминах.

Прит. 17:26. Здесь под "вельможами" понимаются представители законности, власти, поступающие честно, возможно, дающие непредвзятые показания в суде. Сводить с ними счеты за это (такой возможностью, очевидно, располагали только царь или вельможи, занимавшие еще более высокое положение) столь же безнравственно, как и обвинять в суде правого.

Прит. 17:27-28. Разумный человек не произнесет необдуманного слова; он воздержен, или, что в данном контексте то же самое, - хладнокровен. Это свойство настолько похвально, что даже глупец, если немногословен, может показаться мудрым.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта