otveti.org»Толкование Библии»Книга Притчи»20 глава

Толкование Библии, Книга Притчи 20 глава

Прит. 20:1. Вино и сикера в притче персонифицированы: им приписываются порочные человеческие свойства. Мысль здесь та, что вино как бы глумится над пьющим его человеком, затмевая его сознание и лишая нравственной ориентации, а сикера делает его буйным (сравните Ис. 5:11; 28:7). (Если вино изготовлялось из винограда, то сикерой называли на древнем Востоке крепкий пьянящий напиток, изготовленный из ячменя, фиников или плодов гранатового дерева.) Потреблять сикеру (как и вино) запрещено было священникам (Лев. 10:9) и принявшим обет назорейства (Чис. 6:1-3). Помимо этого стиха, в книге Притчей немало других мест в которых осуждается пьянство ( 23:20-21,29-35; 31:4-5).

Прит. 20:2. Трижды упоминается в этой главе царь (стихи 2,8,26), который рассматривается Соломоном как идеальный правитель и справедливый судия, как некий эталон нравственности. Подразумевается, что попусту такой царь гневаться не станет, но в гневе своем он страшен, подобен рычащему льву (сравните 19:21), и горе тому, кто вызвал у него раздражение. о царском гневе в 14:35 и в 16:14.

Прит. 20:3. Ввязываться в ссоры свойственно людям глупым (сравните 12:16), умные ссор избегают (17:14), и это делает им честь.

Прит. 20:4. На Среднем Востоке сезон пахоты и сева приходится на зимние месяцы, на время дождей. Потому-то и сказано тут, что ленивец зимою не пашет; ему неохота трудиться в грязи, под холодным дождем. Зато и летом напрасно он станет искать урожая на своем поле. Не употребив усилий, не получишь ничего.

Прит. 20:5. Обращает на себя внимание идентичность метафор в этой притче и в 18:4. Здесь, однако, "глубоким водам" уподоблены помыслы человеческие; вычерпать эти "воды" дано лишь умному человеку. Соломон, очевидно, подразумевает, что только тот, кто умен и проницателен, в состоянии проникнуть в чужие "помыслы" и правильно оценить их - с тем, в частности, чтобы помочь другому человеку разобраться в собственных мыслях, мотивах и намерениях. Ведь нередко люди нуждаются в мудром советнике, чтобы понять до конца самих себя.

Прит. 20:6. В английских текстах Библии этот стих звучит в значении самовосхваления, присущего многим людям. (Вспомним, что во дни Христа превозносить себя за дела милосердия свойственно было фарисеям; Матф. 6:2.) Во второй фразе стиха с горечью констатируется, что среди таких любителей хвалиться своим милосердием немного сыщется действительно милосердных (и в этом смысле правдивых).

Прит. 20:7. Добрая слава праведника освящает и детей его, которые блаженны (счастливы) и благодаря этой славе, и потому, что наученные добрым примером отца, стремятся соответствовать ей.

Прит. 20:8. О проницательности царя - справедливого судии; толкование на стих 2.

Прит. 20:9. Люди, объявляющие себя чистыми от греха, обманывают себя и других. сравните 3-Цар. 8:46; Еккл. 7:20; 1-Иоан. 1:8; Рим. 3:9-12,23.

Прит. 20:10. Пользование неодинаковыми весами и мерами в целях наживы было грехом, распространенным на древнем Востоке, и потому в Притчах о нем упоминается неоднократно (11:1 и комментарий на этот стих, а также 16:11). Как и всякое другое проявление человеческой порочности, он был мерзостью пред Господом.

Прит. 20:11-12. Продолжение "темы порочности", являющей себя в поступках и действиях. Уже по занятиям, которые избирает для себя ребенок, можно судить о чистоте или нечистоте его натуры и, следовательно, каким будет поведение его, когда он вырастет. Для правильности такого суждения надо не только слышать, но и видеть - ведь не зря Господь… создал и дал нам уши и глаза.

Прит. 20:13. Часто повторяющаяся тема лени и прилежания, от которого зависит благосостояние человека, ибо любящему спать грозит бедность (сравните 6:10-11; 10:4а; 19:15б).

Прит. 20:14. Изречение из житейской практики: некоторые покупатели ругают товар, чтобы сбить цену, а, купив его, хвалятся тем, что "перехитрили" продавца.

Прит. 20:15. Смысл этого изречения в том, что как ни редки золото и жемчуг, сколь ни драгоценны они, все же большую драгоценность (и еще реже встречающуюся!) представляют собой уста разумные, т. е. способные к месту и ко времени произносить слова мудрости и знания.

Прит. 20:16. Дословно этот совет повторяется в 27:13. Обращает на себя внимание, как часто встречается в книге Притчей предостережение против поручительства за постороннего (сравните 6:1-5 и толкование на эти стихи; сравните также с 11:15; 17:18; 22:26-27). Дающему в долг не возбранялось (хоть и с известной оговоркой! Исх. 22:26) взять у должника в залог верхнюю его одежду. Здесь взять такой залог предлагается у того, кто поручился за должника ему неизвестного.

Прит. 20:17. Это притча о первоначальной "сладости греха" (сравните со словами "женщины безрассудной" в 9:17 "Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен"), которая в конечном счете обернется горечью ("вкус" неправды уподоблен вкусу дресвы; в англ. текстах Притчей - "песка, мелких камешков") во рту.

Прит. 20:18. О важности не начинать серьезных "предприятий", в особенности военных действий, не посовещавшись предварительно с теми, которые в состоянии дать умный совет (сравните 11:14; 15:22; 24:6; Лук. 14:31).

Прит. 20:19. Предостережение против сплетников и контактов с ними.

Прит. 20:20. Непочтительно относившийся к родителям нарушал пятую заповедь Моисеева закона (Исх. 20:12), и злословивший их, оказывавший им открытое неповиновение, подлежал наказанию смертью (Исх. 21:17; Лев. 20:9). Погасший светильник и есть образ смерти (Прит. 13:9; 24:20; Иов. 18:5-6; 21:17).

Прит. 20:21. Под "наследством, поспешно захваченным", могло пониматься то, которое было "вытребовано" раньше времени (как в Притче о блудном сыне; Лук. 15:11-20) или захвачено бесчестным образом (Прит. 19:26). Такое наследство обычно сковывает инициативу захватившего его, отбивает у него желание трудиться, и быстро проматывается, что и соответствует фразе не благословится впоследствии.

Прит. 20:22-24. Стихи 22-24 исходят из присутствия Господа в жизни человека.

В стихе 22 осуждается желание мстить за причиненное зло (сравните 24:29; Втор. 32:35; Рим. 12:19). Отмщение - дело Господа, Который сохранит и утешит доверившего Ему свою боль.

В стихе 23 - часто встречающееся в книге предостережение против пользования неверными весами и неодинаковыми гирями, потому что это - мерзость пред Господом.

В стихе 24 напоминается, что решения, принимаемые человеком, и поступки, совершаемые им, - под контролем Господа и направляются Им (сравните Прит. 16:1,9; 19:21). Поскольку в жизни любого из нас последнее слово всегда остается за Господом, нам трудно порой до конца разобраться в мотивах и характере собственных решений и поступков, другими словами, в пути, которым мы следуем.

Прит. 20:25. В этом стихе можно уловить известную смысловую связь с предыдущим. Из того, что пути человека направляются Богом, не следует, что человек не несет за них ответственности. Так, он ответственен за обещания, которые дает Боту или людям (Втор. 23:21-23; Еккл. 5:4-5); пообещавший прежде чем обдумал свой обет, может попасть в скверную ситуацию (он раскидывает сеть для самого себя).

Прит. 20:26. Мудрый царь (стихи 2,8 и толкование на стих 2) обязан в среде своих подданных отделять праведных от нечестивых и от последних общество очищать. Нечестивые уподобляются шелухе, которая в процессе веяния отделяется от зерна (праведных подданных), и уносится ветром. Под "колесом", возможно, понималось нечто вроде "барабана", принадлежности веялки.

Прит. 20:27. Дух человека, который лишь Господь "проницает" до конца, служит Ему как бы светильником, освещающим для Господа все глубины человеческого сердца.

Прит. 20:28. Образ идеального царя. Толкование на стих 2 сравните со стихом 8, 26.

Прит. 20:29. В древнееврейском обществе ценились преимущества каждого возраста - как сила… юношей, так и мудрость стариков, символом которой почиталась их седина.

Прит. 20:30. О пользе физического наказания как методе воспитания, избавления от зла, даже если оно успело пустить корни в человеке (проникнуть во внутренности его).


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта