Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Притчи»21 глава

Толкование Библии, Книга Притчи 21 глава

Прит. 21:1. В первых трех и последних двух стихах этой главы упоминается Господь. В этом стихе говорится о зависимости от Него "сердца царя" (сравните Прит. 16:1,9; Еккл. 9:1). Сравнение с направляемыми потоками воды взято из ближневосточной сельскохозяйственной практики - искусственного орошения земли: работавшие на ней прорывали небольшие каналы в нужном им направлении и пускали по ним воду.

Подобно этому и Бог "направляет сердца" царей, причем не всегда, казалось бы, на доброе дело, ибо планы и замыслы Его во всей их глубине и исторической "масштабности" не доступны человеческому разумению. Примеры такого "руководства сердцами царей" находим в Исх. 10:1-2 (применительно к египетскому фараону), в Ис. 10:5-7 (применительно к Тиглат-Палассару), в Ис. 45:1-6 (применительно к Киру), и в отношении Артаксеркса - в Езд. 7:21 и в Неем. 2:1-8. Сказанное во всех этих стихах, как и в стихе 1 данной главы, обосновывается в Прит. 21:30.

Прит. 21:2. Эта притча почти идентична той, что звучите 16:2. Людям сплошь и рядом кажется, что с их поведением ("путем") "все в порядке" (сравните 12:15), но Господь судит о нем на основании известных Ему глубинных мотивов, которыми это поведение обусловливается (тогда как человеческое суждение исходит из впечатлений и соображений поверхностных). сравните со сказанным в 1-Цар. 16:76: Я смотрю не так, "как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце". также Прит. 17:3.

Прит. 21:3. Праведное поведение и справедливые действия угоднее Господу чем жертва, говорит Соломон. В сознании и практике древних израильтян система жертвоприношений существовала как бы помимо добродетельной жизни, и ею не "подменялась". Между тем, учителя Израиля время от времени напоминали ему о предпочтительности в глазах Божиих именно справедливости в людях и благочестия (1-Цар. 15:22).

Здесь об этом напоминает царь Соломон, который, продолжая эту мысль в стихе 27, прямо называет "жертву нечестивых" мерзостью (подразумевается: пред Господом; сравните Прит. 15:8), ибо Господу отвратительно всякое лицемерие, а чем иным была жертва, приносимая неискренне ("с лукавством") гордым, злым человеком, не испытывавшим внутреннего раскаяния!

Прит. 21:4. Грех гордыни (надменности) определяет поведение всякого нечестивого человека.

Прит. 21:5-6. В стихе 5 та мысль, что продуманность действий и усердие в труде приносят человеку прилежному изобилие, тогда как действия непродуманные, поспешные, обычно свидетельствуют о небрежности человека (в частности, в работе), которая грозит ему разорением (лишением, бедностью).

В стихе 6 - речь о приобретении богатства неправедным путем; такое богатство недолговечно. Фраза ищущих смерти понимается или в том смысле, что обогатившийся бесчестно сам себе подстроил ловушку, ибо благословением для него "сокровище" его не станет, или в том, что "искать богатства", не стесняясь средствами, - то же, что искать смерти (по той же, указанной выше, причине).

Прит. 21:7-8. В стихе 7 о действии зла, подобном действию бумеранга: оно (здесь насилие) возвратится к нечестивым, совершающим его (обрушится на них), ибо они сознательно отказываются жить по законам правды и справедливости. В стихе 8 - случай антитетического параллелизма: "кривые" пути человека развращенного противопоставляются прямому пути (здесь "действию") того… кто чист

Прит. 21:9. Часто встречающаяся в книге мысль о невозможности сосуществования со сварливою женою (эта притча полностью повторяется в 25:24: сравните 19:13 и толкование на этот стих; также стих 19 в этой главе, где, вместо "угла на кровле", стоит "земля пустынная" (и то и другое символизирует отделенность, изолированность), и 27:15-16).

Прит. 21:10. Злой человек не знает милости и к ближнему своему.

Прит. 21:11. Притча звучит почти идентично той, что находим в 19:25 (ком на этот стих)

Прит. 21:12. От внимания праведника не скрыто, что дела нечестивого не остаются без возмездия.

Прит. 21:13. Продолжается мысль о наказуемости зла, проявляющегося, в частности, в немилосердии к бедному.

Прит. 21:14. О "желательном" действии "тайного подарка" на того, кому он вручается. Речь идет о взятке, которая не одобряется (сравните Исх. 23:8; Втор. 16:19), но констатируется как "факт жизни" (сравните 18:16).

Прит. 21:15. Еврейское мехиттах, переведенное тут как страх, означает и "разорение", "падение", "гибель" Повторение мысли о возмездии, тяготеющем над делающими зло (сравните стих 12,13). Нечестивый боится справедливого суда, тогда как праведник радуется ему (антитетический параллелизм).

Прит. 21:16. Печальный конец ожидает того, кто уклонится от путей благоразумия. Как "мертвецы" здесь передано еврейское рефаим (то же и в 2:18; 9:18); в этой связи комментарий на Иов. 26:5.

Прит. 21:17. О вреде легкомысленного время препровождения, пьянства и чревоугодия. Тут не следует видеть призыва к унылому, аскетическому образу жизни, но - предостережение против того, чтобы жить лишь ради удовольствий и самоублажения.

Прит. 21:18. Здесь опять-таки видят мысль о возмездии нечестивым: причинявшие страдания "праведному и прямодушному" заплатят за это собственными страданиями (и в этом смысле уплатят "выкуп").

Прит. 21:19. По поводу "сварливой жены" толкование на стих 9. сравните также с 19:13; 25:24; 27:15.

Прит. 21:20. "Мудрый" в этом стихе сопоставим с "муравьем" из Прит. 6:6-8, который запасается "провизией" на зиму; ему противопоставляется глупый, который живет лишь одним днем. Стремление к удовольствию сегодня мешает ему позаботиться о завтрашнем дне, поэтому все, что имеет, он расточает.

Прит. 21:21. О благосостоянии свыше справедливого и милостивого.

Прит. 21:22. О превосходстве мудрости (которой всегда сопутствует благочестие!) над физической и военной силой.

Прит. 21:23. Притча близка по звучанию к 13:3. Кто не дает воли языку и обдумывает свои слова, хранит себя от бед.

Прит. 21:24. Осуждение гордости как тяжелого греха (сравните с 21:4). В мнимом своем превосходстве над другими людьми надменный не остановится и перед осмеянием высших, духовных, ценностей, потому и сказано, что кощунник имя ему. Таковые отвратительны и в человеческих и в Божиих глазах (сравните 16:5).

Прит. 21:25-26. О пороке лени, усугубляемой жадностью ("алчбой"), присущей ленивцу, который из-за нежелания работать постоянно испытывает недостаток в самом необходимом (всякий день он сильно алчет). Ленивцу противопоставлен праведник, который не может не быть трудолюбивым: этому не жаль делиться с другими плодами своих трудов.

Прит. 21:27. к омментарий на стих 3 в этой главе.

Прит. 21:28. Лжесвидетель не останется ненаказанным. А слово того, кто свидетельствует честно, одержит верх.

Прит. 21:29. Дерзость человека нечестивого и лицемерного написана у него на лиие; здесь это, по-видимому, и образ того, что он преисполнен дерзости и упорного, подчас безрассудного, намерения убедить других людей, действуя, если надо, прямым обманом, ложью, в своей правоте. Ему противопоставлен праведный, поведение (путь) которого честно, обдуманно и нелицемерно.

Прит. 21:30. Человеческая мудрость несопоставима с мудростью Всевышнего и не может противостоять ей, ни основанным на ней планам Божиим (сравните стихи 1-2; Иов. 42:2).

Прит. 21:31. Этот стих связан по смыслу с предыдущим. Силы человека, как и мудрость его, ограничены. Бессмысленны его попытки как противостать Богу, так и действовать помимо Него. Как ни подготовятся воины к битве, победу в ней дарует им Господь.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта