Толкование Библии, Книга Притчи 14 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Притчи Соломона
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Прит. 14:1. Мудрая и глупая жены здесь, конечно, не образы мудрости и безрассудства (сравните 9:1,13), а реальные персонажи, живущие по законам благоразумия или, напротив, безрассудства; первое проявляется в "устроении дома", второе - в разрушении его своими руками по причине легкомыслия и бесхозяйственности.
Прит. 14:2. Боящийся Господа противопоставляется тем которые позволяют себе "пренебрегать" Им первый идет по жизни прямым путем, вторые блуждают "по путям кривым"
Прит. 14:3. Слова гордеца приравниваются словам глупого, которые бичом обрушатся на него же. Им противопоставлено слово, исходящее из мудрых уст которые благотворны не только для других, но и для самого человека, "чьи уста - мудры" (сравните 13:3).
Прит. 14:4. Это противопоставление из хозяйственной жизни выпадает из общего строя противопоставлений морально-духовного плана в первых десяти стихах главы. Пусты… ясли в хозяйстве, где нет волов. А если бы они не были пусты (подразумевается), то много прибыли принесло бы такое хозяйство. Мысль, стоящая за этим изречением, вероятно, направлена была на то, чтобы побудить сельского хозяина не жалеть времени и труда (для ухода за скотом), не пожалеть и денег на покупку сильных животных, весьма полезных для хозяйства.
Прит. 14:5. Противопоставление правдивого свидетеля лжесвидетелю, которое находим, помимо этого стиха, в 12:17; 14:25; на ту же тему стихи 24:28; 25:18. Предупреждение о неотвратимости наказания лжесвидетельства содержится в стихах 19:5,9; 21:28.
Прит. 14:6. Под "распутным" здесь понимается дерзкий насмешник, склонный к кощунству. Довольно необычная для Притчей мысль, что такой стремится к мудрости (ищет ее). Тут может подразумеваться, что "проблема" такого человека не столько в отсутствии у него желания "набраться мудрости", сколько в нежелании исполнить первое и непременное условие на пути к ней: проникнуться страхом Божиим (1:7; 9:10). Распутный, видимо, ищет мудрость не в том месте, и потому не находит ее. Напротив, тому, кто обладает разумением духовных вещей, истинное знание дается легко.
Прит. 14:7. Стих 7 может быть воспринят как вывод из стиха 6: от "распутного", остающегося в глупцах, лучше держаться подальше, ибо ничего полезного почерпнуть у него нельзя. В этом стихе пример синтетического параллелизма: вторая часть фразы дополняет и развивает первую. Стихи 7-9 объединяются между собой противопоставлением глупых и разумных (благочестивых, праведных).
Прит. 14:8-9. Разумный продумывает свой жизненный путь, он знает, куда идет, и в этом сказывается его мудрость, безрассудные же постоянно впадают в заблуждения - по глупости своей. В стих 9, судя по еврейскому тексту, подразумевается не только "грех", но и искупительная жертва за него, над тем и другим глупые смеются, не воспринимая их всерьез. Таковые (подразумевается) не угодны ни Богу ни обществу; им противопоставлены праведные (благочестивые), находящие благоволение как у людей, так и у Господа (сравните 8:35).
Прит. 14:10. В этом изречении та, очевидно, мысль, что и горе и радость у каждого свои, и никто чужой не может вместить их полностью.
Прит. 14:11-14. Темой этих стихов является конечная судьба беззаконных и праведных. Изречение в стихе 12 полностью соответствует таковому в 16:25. Соломон обращает внимание слушателя на опасность путей, которые лишь кажутся человеку прямыми. В стихе 13 Соломон замечает, что смех бывает и показным; идущие сомнительными путями (стих 12) могут лишь прикидываться веселыми и беззаботными, тогда как сердце у них болит. Да и концом притворной их радости бывает печаль, напоминает он. Мысль о конечном возмездии тем, чье сердце развращено, как и о благом воздаянии добрым, сформулирована в стихе 14. И те и другие насытятся от путей своих.
Прит. 14:15-18. Продолжается противопоставление глупости и благоразумия. Глупый в стихе 15 имеет оттенок "простака", человека наивного. Такой верит всякому слову и легко поддается чужому влиянию. Благоразумный же привык обдумывать каждый свой шаг. Создается впечатление, что после слова боится в стихе 16 подразумевается слово "Бога"; боясь Его, мудрый… удаляется от зла; глупый же, "надеясь на себя" (а не на Бога), позволяет себе раздражаться по всякому пустяку и, как следствие этого, "легко" склоняется ко злу.
Стих 17 явно связан по смыслу со стихом 16; да, неразумный человек - раздражителен, вспыльчив и в припадке озлобления может сделать глупость, но все-таки опаснее зло, исходящее от человека, который совершает его умышленно. Потому-то и ненавистен такой человек другим людям. Невежды остаются при своей глупости, благоразумные же постоянно возрастают в познании вещей (стих 18).
Прит. 14:19. Поскольку мысль, содержащаяся в этом изречении, едва ли оправдывается в земной жизни (скорее - наоборот), осуществление ее, вероятно, следует отнести к будущему времени, когда на земле утвердится царство Христа.
Прит. 14:20-21. Ненавидим в стихе 20 надо понимать в значении "непривлекателен"; "близкие" здесь подразумевает и "ближних". Мысль та, что бедного сторонятся родственники его, соседи и соплеменники, тогда как богатый не испытывает недостатка в друзьях (подразумевается, в сомнительных, корыстных). Стих 21 продолжает предыдущий стих, называя презрение к ближнему грехом; ему противопоставляется милосердие к бедным, за которое оказывающий его будет вознагражден.
Прит. 14:22. Стих начинается с риторического вопроса. Да, (подразумевается), умышляющие зло заблуждаются, совершают прискорбную для себя ошибку (ибо за зло им воздастся злом); на стороне же благомыслящих, т. е. планирующих добрые дела, милость и верность (точнее, они обретут милость и верность у окружающих).
Прит. 14:23-24. Противопоставление (антитетический параллелизм) труда и трудолюбия мудрых пустословию (праздности) невежд; первые приобретают прибыль… богатство, вторые же остаются при своей глупости (единственном своем "достоянии").
Прит. 14:25. От правдивого свидетельства на суде зависит порой спасение чьей-то жизни, тогда как от лжн свидетельствующего ложно может произойти много бед.
Прит. 14:26-27. Через оба стиха проходит мысль о благотворности страха Господня, в котором опора (надежда твердая) и самый источник долголетней жизни, как и утешительное прибежище в мире, исполненном зла.
Прит. 14:28. Констатируется тот факт, что тем больше величие царя чем больше у него подданных. Беда тому государю, у которого лишь пышный титул, теряющий в сущности свое значение при малом числе подданных.
Прит. 14:29. Терпение - признак мудрости, раздражительность же свидетельствует о глупости.
Прит. 14:30. Эмоциональный склад человека оказывает серьезное воздействие на его физическое состояние; сегодня это доказано наукой. Кроткое сердце, т. е. миролюбие, продлевает жизнь… тела, завистливость же, наподобие внутреннего жара, сжигает того, кто страдает ею; гниль для костей - образ "гниющих костей", неоднократно встречающийся в Притчах: выражает болезненное состояние, ведущее к смерти (сравните 3:8).
Прит. 14:31. Притесняющий бедного свидетельствует о своем неуважении к его Творцу; тот же, кто чтит Творца каждого из людей, не оставит без помощи нуждающегося.
Прит. 14:32. О возмездии нечестивым в первой части притчи. Во второй ее части - о чувстве умиротворенности, об отсутствии страха у праведного (и в этом смысле - о надежде, сопутствующей ему всегда) даже в час смерти.
Прит. 14:33. В сердце разумного… мудрость утверждена надежно, но и глупым она дает знать о себе; во второй части стиха возникает образ персонифицированной мудрости, взывающей на улицах и площадях ко всем, к невеждам же - в первую очередь (1:20-22; 9:1-4), хотя и неодинаков отклик, получаемый ею.
Прит. 14:34. В зависимости от того, что превалирует в народе (отражая его материальное и духовное состояние) - праведность или греховность (беззаконие), распространяется и "слава" о народе - возвышающая его или покрывающая бесчестием.
Прит. 14:35. Здесь подразумевается некий идеальный царь, как-бы олицетворяющий в себе совесть народа; она, эта совесть, и "судит", даруя разумному подданному благоволение и гневно бичуя того, кто позорит свой народ и представляющего его царя.