Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Притчи»24 глава

Толкование Библии, Книга Притчи 24 глава

Прит. 24:1-2. Девятнадцатое высказывание. Не ревнуй, т. е. не завидуй злым… Аргумент? Потому что это безнравственно (подразумевается) - завидовать тому, что есть зло и источник зла и насилия. Такое же по смыслу предостережение в 23:17-18 обосновывается тем, что человек, которого не прельщают "успехи" грешников, имеет добрую надежду в Господе, и, в отличие от "злодеев" (сравните схожее высказывание в 24:19-20), он "имеет будущность".

Прит. 24:3-4. Двадцатое высказывание. Мудростью благоустраивается дом - для безбедной жизни его обитателей, и для жизни достойной налаживается их домашний быт.

Прит. 24:5-6. Двадцать первое высказывание о том, что мудрость и силы прибавляет (здесь подразумевается сила политическая, военная). Человек мудрый силен тем, что никакое дело, в том числе и войну, не начинает необдуманно, но - вникнув во множество поданных ему советов, чтобы принять наиболее разумные.

Прит. 24:7. Двадцать второе высказывание. Образно выраженная мысль о том, что у ворот, где совещаются "отцы города", глупому человеку сказать нечего, ибо ему далеко до их мудрости.

Прит. 24:8-9. Двадцать третье высказывание. Умышляющие зло совершают грех, но сами греховные помыслы рождаются лишь в головах глупцов и кощунников (буйных, распутных; 22:10 и толкование на этот стих), которые благочестивым людям отвратительны.

Прит. 24:10. Двадцать четвертое высказывание констатирует, что если человек пал духом в день бедствия, то немного же силы было в нем; тут можно уловить намек на то, что и мудростью большой такой человек не обладал, ибо мудрость прибавляет силы (стих 5). В евр. тексте здесь игра слов: сразу после сарах (бедствие) стоит "сар" (буквально - "ограничена"; по-русски передано как "бедна").

Прит. 24:11-12. Двадцать пятое высказывание. Мудрость, подсказывающая человеку выход из его собственного "бедствия" (стих 10), послужит ему и при спасении других. Под "взятыми на смерть" и "обреченными" здесь едва ли подразумеваются преступники, приговоренные "к убиению" судом, скорее - жертвы насилия, несправедливости.

Возможная эгоистическая отговорка, ссылка на "незнание", заранее отвергаются. Автор притчи напоминает читающему (или слушающему) о том, что есть Бог, Испытующий сердца и знающий помыслы каждого человека и истинные мотивы каждого человеческого поступка, действия (или, напротив, бездействия): Он воздаст человеку по делам его.

Прит. 24:13-14. Двадцать шестое высказывание. Сравнение мудрости с медом, которая так же "сладка" (полезна и благодатна) для души, как мед - для гортани. Мудрость - залог успешной будущности и осуществления надежд (сравните с 23:18).

Прит. 24:15-16. Двадцать седьмое высказывание. С него начинаются три высказывания - предупреждения (27:29), соответствующие стихам 15-16, 17-18, 19-20.

Мысль, содержащаяся в стихах 15-16, - о бесполезности "злоумышлений" против праведника и его имущества, ибо он пребывает под Божией защитой, и потому сколько бы раз ни падал (семь - число полноты), - встанет; нечестивые же пожнут плоды своих злых умыслов (впадут в погибель).

Прит. 24:17-18. Двадцать восьмое высказывание предостерегает против злорадства: сердце, "веселящееся" по причине чьего-то несчастья, даже если несчастье это постигло злого человека, врага того, кто "радуется", - неугодно Господу, настолько неугодно, что Он и наказание отвратит от заслужившего его злодея, чтобы тот, кто пострадал от него, не имел причины злорадствовать.

Прит. 24:19-20. Двадцать девятое высказывание. Повторение мысли о неразумности завидовать нечестивым (сравните 23:17; 24:1), дополненное советом не держать на них гнева, потому что будущее их безотрадно, и светильник жизни их скоро угаснет.

Прит. 24:21-22. Тридцатое высказывание. Часто повторяющаяся мысль о необходимости страха Господнего дополнена наставлением бояться и царя. И на этом основании "не сообщаться" с мятежниками. Ибо от Господа и царя внезапно придет на мятежников погибель, и тогда не избежать беды всякому, кто связался с ними (сравните Рим. 13:1-7; 1-Пет. 2:13-17).

Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23-34) Их здесь шесть - на тему справедливости и несправедливости в судах, лжесвидетельства, мстительности, лени.

1. ПЕРВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:23-25)

Прит. 24:23-25. Лицеприятие на суде осуждается во Втор. 1:17; 16:19; Прит. 17:15; 18:5; 28:21. Мысль о "лицеприятии" развивается в стихе 24. О недопустимости оправдания виновного образно говорится во второй части стиха 24. В стихе 25 обещается благословение тем, кто виновных обличает.

2. ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:26)

Прит. 24:26. С искренним поцелуем, выражающим доброжелательное отношение к тому, кого целуют, сравнивается честный ответ на суде (буквально здесь - "слова честные и прямые").

3. ТРЕТЬЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:27)

Прит. 24:27. О приоритете полевых работ над устроением домашних дел и быта.

4. ЧЕТВЕРТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:28)

Прит. 24:28. Часто повторяющееся в книге Притчей предостережение против лжесвидетельства (толкование на 6:19), которое есть нарушение 9-ойзаповеди (Исх. 20:16).

5. ПЯТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:29)

Прит. 24:29 Предостережение против искушения местью. Отмщение - дело Божие (Втор. 32:35; Пс. 93:1; Прит. 20:22; Рим. 12:19; Евр. 10:30).

6. ШЕСТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:30-34)

Некоторые из этих изречений, касающиеся бездельников и их лени, схожи с таковыми в 6:6-11. Автор делится своими наблюдениями, размышляет над ними и обращается к ленивцу с предупреждением о том, что его ожидает.

Прит. 24:30-31. Лень и скудоумие ассоциируются здесь. Поле и виноградник человека, которому присущи эти незавидные свойства, пребывают в крайнем небрежении.

Прит. 24:32-34. Размышляя над увиденным, автор притчи извлекает из него урок, который, впрочем, адресует ленивому владельцу запущенной земли: смотри, предупреждает он, бедность явится к тебе, как прохожий (возможно, подразумевается элемент неожиданности) и, как разбойник, накинется на тебя нужда.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта