Толкование Библии, Книга Притчи 6 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Притчи Соломона
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
И. Мудрость хранит от нищеты (6:1-11)
Соломон предостерегает от двух путей, ведущих к нищете: от необдуманного поручительства за "другого", берущего в долг (стихи 1-5), и от лени. Здесь трактуются вопросы чисто житейской мудрости.
1. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОТИВ НЕОБДУМАННОГО ПОРУЧИТЕЛЬСТВА (6:1-5)
Прит. 6:1-2. Если… сын… дал руку… за другого, то опутал себя финансовыми обязательствами, которые могут стать для него западней, предупреждает Соломон. И в таком случае ему надо приложить все силы к тому, чтобы спастись от грозящей беды (стих 3, 5). В древнем Израиле ссужение денег в долг не являлось финансовой операцией, как сегодня, но было средством помочь своему соплеменнику. Брать "проценты" с должника запрещалось (Исх. 22:25; Лев. 25:35-37). Взимание "процента" допускалось с не-израильтян, но и с них - не непомерно высокого.
В житейской практике, однако, соответствующие положения закона нарушались, и нередко это вело к вопиющей несправедливости (4-Цар. 4:1; Неем. 5:1-11). В этих стихах речь идет об опасности необдуманного поручительства (предостережения этого рода неоднократно повторяются в Притчах; 11:15; 17:18; 20:16; 22:26-27; 27:13) за ближнего, взявшего в долг, возможно, под высокий процент. Представляется маловероятным, чтобы юного своего слушателя Соломон удерживал тут от уплаты долга за кого-то из родственников в случае возникновения такой необходимости.
Дать руку в значении "ударить по рукам" - жест предполагающий долю азарта, наподобие спортивного. Некоторыми богословами высказывается предположение, что среди юношей того времени поручительства, связанные с уплатой долга приятелем, и были своего рода азартной игрой, которая тех, кто связывали себя словом, нередко ставила в тяжелое положение.
Прит. 6:3-5. Отсюда тот эмоциональный накал, с которым Соломон наставляет сына, не теряя времени (образно говоря, не дожидаясь следующего утра; стих 4), спасаться из создавшейся ситуации, подобно серне из ловушки и птице из силков (стих 5). Для этого "неразумному поручителю" нужно одно: не боясь унизиться, умолять ближнего, за которого поручился, уплатить долг давшему ему взаймы, либо как-то иначе освободиться от взятого на себя финансового обязательства.
2. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОТИВ ЛЕНИ (6:6-11)
Прит. 6:6-8. Финансовым разорением грозит не только бездумное поручительство "за других", но и лень. Обращение ленивец в стихе 6 и далее не следует понимать как буквально адресованное Соломоном "сыну"; это, скорее, риторический прием, или обращение к любому потенциальному слушателю. Кстати, еврейское слово ашел, переведенное как "ленивец", нигде, кроме Притчей, в Ветхом Завете не встречается, а в этой книге употреблено 14 раз. Надо сказать, что оно подразумевает более чем обычную лень (в нашем понимании).
Так, в 15:19 и в 21:25-26 ему противопоставляется понятие человека праведного. Ленивый, безответственный, безынициативный слушатель призывается поучиться мудрости у муравья; насекомые эти известны своей старательностью, да и в отсутствии "инициативы" их не упрекнешь, хотя никто ими не командует, и начальник к ним "не приставлен".
Трудолюбия у них больше чем у иных людей, которые действуют по приказанию повелителя! Мудрость муравьев проявляется в том, что они трудятся в предвиденьи будущих нужд и делают запасы пищи летом, не забывая о грядущей зиме. Напротив, немного мудрости у тех, кого побуждает к делу лишь начальственный окрик.
Прит. 6:9-11. Иронический укор в адрес "ленивца", любящего поспать-подремать и так полежать; предупреждение ему, что бедность… и нужда настигнут его внезапно, как разбойник.
К. Мудрый избегает раздоров (6:12-19)
Соломон предупреждает, что вынашивание в сердце злых, коварных помыслов, как и "сеяние раздоров", - ненавистны Господу. Они должны быть ненавистны и всякому боящемуся Его.
Прит. 6:12. "Человеку лукавому" в еврейском оригинале соответствует вежиал или велиар. В других местах это слово переводится как "беззаконник", "негодный человек" (2-Цар. 16:7; 3-Цар. 21:10); в более поздние времена его стали употреблять в значении "диавола" (2-Кор. 6:15). (Известно, что в русском языке "лукавый" стал синонимом "диавола".) Не случайно прежде и более всего человек лукавый характеризуется как лжец.
Прит. 6:13-15. Прямой, открытый человек не нуждается в столь сложной "системе" мимики и жестов - хитрых, а то и зловещих, к которым приходится прибегать "лукавому", чье сердце исполнено коварства и желания сеять раздоры. Ему не избежать расплаты за то зло, которое он постоянно умышляет и осуществляет, предупреждает Соломон: погибель придет на него тогда, когда он вовсе не будет ожидать ее, и никто не поможет ему. (Под "погибелью" здесь могут подразумеваться как естественные результаты злодеяний "нечестивого", так и непосредственное Божие вмешательство, которым положен будет предел его злокозненному существованию.)
Прит. 6:16-19. Мысль о раздорах (стих 14 и 19), которыми отравляет человеческие взаимоотношения любитель зла и лжи, связывает между собой разделы, где описываются его характер и поведение (стихи 12-14), и где "детализируется" то, что особенно ненавистно Господу (стихи 16-19). в стихе 16 использован прием так называемого "числового параллелизма", весьма характерный для притчей (он может быть выражен "формулой" X и X плюс I; сравните Прит. 30:15-16,18-19,21-31); здесь шесть и семь.
Но назначение приводимых чисел - не всегда в "полноте перечисления"; тут оно, к примеру, видится в том, чтобы подчеркнуть: то, что обозначено последним числом (X плюс I) является высшей точкой или конечным результатом всего предыдущего ряда. В стихах 16-19 это все - такие свойства человеческой натуры, как гордыня, лживость, готовность к ничем не обоснованному кровопролитию, предрасположенность к злодейству и лжесвидетельству - приводит к постоянным раздорам между братьями.
Л. Мудрость хранит от распутства (6:20 - 7:27)
Пять раз в главах 1-9 говорит Соломон на тему о вреде распутства; 2:16-19; 5:3-23; 6:20-35; глава 7; 9:13-18. Здесь поворот к этой теме от темы "сеющих раздоры" несколько неожидан.
1. СОБЛАЗН ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ НЕ УГРОЖАЕТ МУДРОМУ (6:20-35)
Прит. 6:20-23. С повторного обращения "к сыну", созвучного с другими обращениями в притчах к нему или "к детям", начинается вторая тема в Прит. 6. Без следования родительским наставлениям, в которых детям преподается все завещанное Моисеем (Втор. 6:6-7), невозможно жить по законам нравственности. В стихах 21-22 образно выражена мысль о необходимости всегда иметь эти наставления в сердце и как бы перед глазами ("на шее"), во всем руководствоваться ими. Заповедь в стихе 23 это и есть родительское наставление на основании закона Божьего. и потому она уподоблена "светильнику" и "свету".
Прит. 6:24. Переход непосредственно к теме. Божия (она же - родительская) заповедь убережет юношу от негодной женщины, под которой здесь подразумеваются как профессиональная блудница (6:26), так и "чужая жена", изменяющая своему мужу.
Слова и высказывания в притчах.
Употребление дара слова во зло:
А. Ложь 9б, 22б; 21:6; 26:8г; 12:19,22а; 17:46,7; 19:5б, 9б, 22б; 21:6; 26:8а
Б. Клевета 10:18б; 30:10
В. Сплетни 11:13; 16:28б; 17:9б; 18:8; 20:19; 26:20-22Г Многословие 10:19а; 17:28,20:19б
Д. Лжесвидетельствование 12:17б; 14:5б, 256; 19:5а, 28а; 21:28; 25:18
Е. Глумление, насмешки, кощунство 17:5а; 19:29а; 21:11а; 22:10; 24:9б; 30:17
Ж Грубая, лживая, злая речь 10:31б-32; 13:3б,14:3а; 15:1б, 4б, 28б; 17:4
З. Похвальба 25:14; 27:1-2
И. Ссоры-раздоры 13:10; 15:18; 17:14,19; 19:13б; 20:3; 21:9,19:22:10; 25:24; 26:17,20-21; 27:15
К. Льстивая речь 26:28б; 28:23; 29:5
Л. Глупая, невежественная речь 14:7; 15:2б,7-14; 18:6-7
Употребление дара слова во благо:
А. Слова, сказанные в помощь и утешение 10:11а, 20а, 21а; 12:14а, 126; 15:4а; 18:4,20-21
Б. Слова мудрости 10:13а, 31а; 14:36; 15:2а, 7а; 16:10,21б, 23б, 20:15б
В. Добрые слова, сказанные к месту 10:32а; 12:25б; 15:1а, 4а, 23; 16:24; 25:11,15
Г. Немногословие 10:19б; 11:12б; 13:3а; 17:27а
Д. Правдивые слова 12:17а, 19а, 22б; 14:5а, 25. Обдуманные слова 13:3а; 15:28а; 16:23а; 21:23
Прит. 6:25. Соломон предостерегает сына от "первого шага" - похотливого взгляда на обольстительную женщину. Нельзя не вспомнить, что от того же предостерегал и Господь Иисус Христос (Мтф. 5:28).
Прит. 6:26-29. Отец напоминает сыну, что блудница, чья продажная любовь стоит недешево, может довести его до полного обнищания. Во второй части стиха 26 содержится та, очевидно, мысль, что связь с замужней женщиной грозит крушением всей жизни, ибо она "берет в плен" душу неопытного юноши - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вырваться из этой ситуации без ущерба для себя так же невозможно, как "без ущерба" держать за пазухой огонь или пройти по горящим угольям.
Воистину, поддаться чарам замужней все равно, что "играть с огнем". В стихе 29 эта мысль расшифровывается: прикоснувшийся к жене ближнего… не останется без вины, т. е. не докажет своей невиновности и не соблюдет своей чести. Наказание может постичь его и по суду и непосредственно со стороны обманутого мужа (стих 34).
Прит. 6:30-35. Прелюбодеяние сравнивается с преступлением вора. Казалось бы, заслуживает сочувствия тот, кто крадет, потому что голоден. Но Моисеевым законом для воров предусмотрено было суровое наказание (Исх. 22:1-2). Он должен был заплатить вчетверо или впятеро. Здесь сказано всемеро в значении "неопределенного множества"; в конце фразы уточняется, что кража чужого имущества может обойтись ему ценой всего чем владеет он сам.
Тем более (подразумевается) "воровские" отношения с чужой женой дорого обойдутся тому, у кого не хватило ума, чтобы не вступать в них; он погубит душу свою. Его постигнут ярость и мщение мужа (стих 34), который может и не удовлетвориться никаким выкупом (стих 35); вполне вероятно, опозоренный молодой любовник будет жестоко избит им (стих 33). В стихе 33 содержится мысль и о самом болезненном наказании для виновного: он будет покрыт позором в глазах общества, и бесчестие, которое он сам на себя навлек, не изгладится.