Толкование Библии, Книга Притчи 23 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Притчи Соломона
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Прит. 23:1-3. Высказывание шестое. Возможно, этот совет вытекает из допущения в предыдущем стихе. Если ты удостоишься "стоять перед царем" и будешь приглашен вкушать пищу за его столом, веди себя пристойно, и если ты жаден (алчен) до лакомой пищи, сдерживай себя (поставь преграду в гортани твоей) Здесь может иметься в виду: в противном случае ты повредишь себе в глазах царя и его знатных гостей. Но на основании фразы обманчивая пища и некоторого грамматического анализа текста делается и такой вывод: тут звучит предупреждение против внешнего дружелюбия "властелина", за коим могут скрываться и зловещие планы, сравните со стихами 6-8.
Прит. 23:4-5. Седьмое высказывание. Эта притча не призывает к работе "с прохладцей" или "спустя рукава", но к тому, чтобы, работая, не надрываться ради обретения богатства. Судя по англ. текстам Библии, во второй фразе стиха 4 содержится "совет" обратиться к собственной мудрости: да удержит она человека от неразумной погони за богатством, которое имеет свойство "обретать крылья" и улетать, подобно орлу, к небу (образ ненадежности и скоропреходящности земного богатства; сравните с 1-Тим. 6:17). Притча явно не утратила своей актуальности и в наши дни.
Прит. 23:6-8. Восьмое высказывание предупреждает против близкого общения (в древнееврейском обществе оно не мыслилось без совместного "вкушения пищи") с человеком неискренним и завистливым. На добрые слова такой откликается лишь по видимости, и кусок, съеденный у него, по всей вероятности, "выйдет горлом".
Прит. 23:9. Девятое высказывание. О бесполезности давать глупцу разумные советы.
Прит. 23:10-11. Десятое высказывание почти идентично по смыслу сказанному в 22:23 и 28а. комментарии на эти стихи.
3. ВСТУПЛЕНИЕ К ВЫСКАЗЫВАНИЯМ 11-30 (23:12)
Прит. 23:12. Этот стих вводит новую серию мудрых высказываний и схож с призывом, начинающим предыдущую серию в 22:17: умные слова надо слушать как можно внимательнее, и учение (полезное знание) - воспринимать сердцем.
4. ВЫСКАЗЫВАНИЯ 11-30 (23:13 - 24:22)
Прит. 23:13-14. Одиннадцатое высказывание содержит увещание строго воспитывать юношу, прибегая в случае нужды и к физическому наказанию, от которого тело его, если и пострадает, то не настолько, чтобы этого следовало опасаться, зато душа спасена будет от преисподней. Мысль о пользе воздействия на воспитуемого не только словом, но и розгою, многократно встречается в книге (к примеру, Прит. 13:24; 22:15; 29:15).
Прит. 23:15-16. Двенадцатое высказывание. О радости отца и учителя иметь мудрого, справедливого сына (ученика).
Прит. 23:17-18. Тринадцатое высказывание. Неразумно завидовать грешникам, даже если сегодня они радуются и преуспевают: ведь в будущем их так или иначе постигнет возмездие. Надежда же живущих в страхе Господнем не обманет их.
Прит. 23:19-21. Четырнадцатое высказывание как бы продолжает предыдущее, обращая внимание на один из грехов, доставляющих сугубо временное удовольствие, - на пьянство и обжорство. Слушающий отца да не предастся этому греху, который в конечном счете ведет к бедности.
Прит. 23:22-23. Пятнадцатое высказывание. Первая часть (стих 22) его находит продолжение в шестнадцатом. Вторая часть в англ. текстах Библии звучит несколько иначе: "Купи истину в не продавай ее; также и мудрость и учение, и разум"; подразумевается, что для обретения оных не следует жалеть ничего, ках и отказываться от них не следует "ни за какие блага".
Прит. 23:24-25. В шестнадцатом высказывании, как и в первой части пятнадцатого, обращается внимание на необходимость уважительного отношения к родителям на протяжении всей их жизни (в согласии с пятой заповедью; Исх. 20 12), на то, как велика радость отца и матери, родивших мудрого сына, ведущего праведный образ жизни.
Прит. 23:26-28. Семнадцатое высказывание. Возвращение к теме греха (здесь греха блудодеяния; сравните с 23:20-21), спасение от которого для сына в том, чтобы следовать путями отца. Мысли сына и все сокровенное в нем да будут открыты перед отцом: отдай сердце твое мне! Опасен грех блуда, в который так часто впадают юноши. Отец сознает, насколько эта опасность реальна, отсюда горячность его призыва к сыну держаться подальше от "глубокой пропасти", которой он уподобляет развратных женщин - как профессиональных блудниц, так и чужих жен (в этой связи толкование на 2:16). сравните 6:27-35; 7:6-27.
Прит. 23:29-35. Восемнадцатое высказывание. В этих стихах - самое пространное и красноречивое в Притчах предостережение против пьянства (сравните стихи 20-21; 20:1; 31:4-5). Шесть риторических вопросов в стихе 29 подразумевают горестные последствия пьянства - душевные и физические, семейные и социальные. Любители вина, приправленного пряностями, любуются наего цвет, искристость, гладкую струю (как оно ухаживаетса ровно; стих 31), не заботясь о том, что вскоре оно укусит… ужалит… как змей (стих 32).
Вино пробуждает в сердце похоть и толкает в объятия чужих кен (стих 33); это ли не коварный "укус"? В стихе 34, по-видимому, образно говорится о потере осторожности и утрате бдительности пьяным человеком. Он настолько в плену алкоголя, что лишился нормальных человеческих чувств и даже чувствительности к боли. Просыпаясь в винном угаре, он лишь ищет напиться снова (стих 35).