otveti.org»Толкование Библии»1-я Книга Царств»2 глава

Толкование Библии, 1 Царств 2 глава

Б. Песнь Анны (2:1-10)

Перед нами один из самых ранних и наиболее волнующих ветхозаветных гимнов. Мессианский характер этого гимна настолько очевиден, что Мария, мать Иисуса, "строит" на его основе собственную Песнь хвалы Господу (Лук. 1:46-55).

I. РАДОСТЬ АННЫ В ГОСПОДЕ (2:1)

1-Цар. 2:1. Говоря о "врагах" своих, Анна, в первую очередь, имела, вероятно, в виду свою соперницу Феннану; теперь, когда Господь дал ей стать матерью, Анна в состоянии отразить ехидные замечания тех, кто укорял ее в бесплодии (широко разверзлись уста мои на врагов моих). Рог - символ силы (животные, как известно, пользуются рогами при нападении и защите); этот образ употреблен Анной в том смысле, что Господь восстановил ее женскую силу и достоинство.

2. ХВАЛА АННЫ ГОСПОДУ (2:2-8)

1-Цар. 2:2-8. Благодаря тем Своим атрибутам, которые перечисляет Анна, - святости, силе и твердости, всезнанию (стихи 2-3), Бог все и вся держит в Своих руках, и все человеческие дела у Него перед глазами. Пути и суды Его неисповедимы. Дерзкие, сильные, сытые впадают в ничтожество по воле Его, а немощные обретают силу. Бесплодная рождает (семь раз - символ полноты всякого явления), провозглашает Анна, а многочадная теряет силу (в этой фразе, возможно, продолжение "спора" Анны с ее соперницей Феннаной). Господь умерщвляет и оживляет… делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (стихи 6-7).

3. УПОВАНИЕ АННЫ НА ГОСПОДА (2:9-10)

1-Цар. 2:9-10. Мысль о том, что незавидна участь тех, кто полагается на собственную силу, проходит через всю песнь Анны (стихи 3,9). Она поет о том, что угодных Ему людей (святых Своих) Бог благословляет, а не соблюдающих закона и не имеющих веры Он обращает в ничто (стих 9). Никто на земле не избежит суда Его (стих 9). Словами воистину пророческими завершает Анна свою песнь: Господь… даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего.

Упоминание о "царе" в гимне "домонархической" поры заставило некоторых исследователей Библии думать, что в уста Анны он был вложен каким-то редактором книги в позднейшее время. Но это вовсе необязательно, тем более если верить в возможность пророческого предвиденья. Тем более что представление о грядущем царе из среды Израиля не было чуждо еврейскому сознанию - ведь впервые откровение на этот счет было возвещено еще в дни Авраама (Вступление). Словом "помазанник", сопутствующим слову "царь", переведено еврейское машиах ("Мессия").

Это первое в Ветхом Завете упоминание о некоем человеке-помазаннике. Хотя едва ли оправданно напрямую связывать пророчество Анны с Иисусом Мессией, вполне очевидно, что "совмещение" здесь этих двух понятий - "царь" я "помазанник" - указывает на то, что помазанник, которому Бог даст особую силу (вознесет рог его), будет облечен царским достоинством (Пс. 88:20-24). Правомочно думать, что предсказание Анны, в первую очередь, относилось к царю Давиду.

В. Обстановка в Силоме (2:11-36)

1. ВОЗРАСТАНИЕ САМУИЛА (2:11,26)

1-Цар. 2:11,26. Итак, родители оставили маленького Самуила у Илия, а сами вернулись домой, в Раму. Очевидно, в последующие годы ребенок проходил под руководством священника особую подготовку - как физическую и нравственную, так и духовную - к предстоявшему ему служению. в стихе 26 читаем, что по мере того, как Самуил приходил в возраст он обретал все большее благоволение у Господа и у людей. В похожих словах евангелист Лука напишет впоследствии о возрастании Иисуса (Лук. 2:52).

2. НЕДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СЫНОВЕЙ ИЛИЯ (2:12-17,22-25)

1-Цар. 2:12-17,22-25. Самуил появился на свет по молитве своей благочестивой матери. Но важно уразуметь, что ответ на эту молитву был продиктован и некоей высшей причиной. Ибо слова из Суд. 21:25 - "В те дни… каждый (в Израиле) делал то, что ему казалось справедливым" - относилось и к священникам. Сам Илий, судя по всему, безнравственным человеком не был, однако, он полностью утратил контроль над своими сыновьями, которым, между тем, предстояло наследовать его священнический сан; об этих молодых людях сказано, что она не знали Господа (в том смысле, что не признавали заповедей Его и повелений).

Так, при принесении израильтянами мирных жертв, они дерзко нарушали и последовательность и неукоснительные правила совершения ритуала (для чего посылали слугу из дома священника - отрока, и делали это "его руками"): вместо положенных священнической семье частей жертвы (Лев. 7:28-34), сыновья Илия брали тс, что им больше нравилось (стихи 12-17). Женщин, собиравшихся у входа в скинию, они - по примеру хананеев - превращали в своего рода "храмовых блудниц" (стихи 22-25).

3. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДОМ РОДИТЕЛЕЙ САМУИЛА (2:18-21)

1-Цар. 2:18-21. В повествовании противопоставляются, словно бы иллюстрируя слова Анны из гимна о "святых" и "беззаконных", семья Самуила и семья Илия. Отдав сына Господу, Анна не переставала заботиться о нем (стих 19). О ней же самой не переставал печься Господь. Как это часто бывает с людьми, истинно верующими, Он дал ей много больше, чем она просила: трех сыновей, помимо Самуила, и двух дочерей.

4. ОТВЕРЖЕНИЕ ГОСПОДОМ ДОМА ИЛИЯ (2:27-36)

1-Цар. 2:27-36. Не удивительно, что Бог отверг священство Илия и его сыновей. Некто из провозвестников Божией воли (человек Божий) явился к Илию и напомнил ему об обстоятельствах избрания Левин (отца твоего) на первосвященическое служение (стихи 27-28), и он же объявил ему о том, что за нарушение условий священства оно от дома Илия отнимется (стихи 29-33). И в наказание дому этому впредь мужчины его не будут доживать до старости. Вместо потомков Илия, Господь, однако, поставит Себе священника верного (стих 35), потомки которого (дом) тоже будут верно служить Ему - в присутствии помазанника Божиего, т. е. царя.

В историческом плане это пророчество осуществилось, когда священство было отнято от Авиафара, потомка Ифамара, сына Ааронова, и передано Садоку, потомку Аарона по линии Елеазара (3-Цар. 2:27,35). В полном же смысле оно исполнилось лишь в Иисусе Христе, в Чьем лице "объединились" верный Священник и Помазанник (Царь) - Пс. 109; Евр. 5:6; Откр. 19:16.

Г. Призвание Самуила (глава 3)

Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (стих 1). Но вот Господь нашел в народе Своем того, кто пришелся Ему по душе, и к нему, юному Самуилу, Он обратился со словом.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта