Толкование Библии, 1 Царств 21 глава
Ветхий Завет
Новый Завет1-я Книга Царств
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
б. Жизнь Давида в изгнании (главы 21-26)
Насколько это поддается определению, Давиду было не более 20 лет, когда он вынужден был бежать из дворца Саула и из собственного дома, гонимый решимостью царя погубить его. Скорее всего, он скрывался где-то в пустынных местах Иудеи, с детства знакомых ему, и без малого десять лет вел там жизнь "Робин Гуда". О том, что "изгнание" его продолжалось примерно десять лет, можно судить по тому, что Давиду было 30 лет, когда он стал править Иудеей в Хевроне (2-Цар. 5:4) сразу же после смерти Саула (2-Цар. 2:4-5).
Непосредственно перед этим Давид провел один год и четыре месяца среди филистимлян (1-Цар. 27:7). Обо всем, что происходило с Давидом в эти годы, в главах 21-26, очевидно, рассказывается не полностью. Многому учил Давида Бог в те дни, и по сей день он делится этими "уроками" с теми, кто читают его псалмы (к примеру, Пс. 17; 33:51; 53:55-56). Время вынужденного изгнания Давида было употреблено Богом на то, чтобы готовить из него царя, угодного Ему, - того, который прославит имя Его и вдохновит на славные дела Его народ.
1) Давид в Номве и Гефе (глава 21).
1-Цар. 21:1-6. Нелегко проследить историю передвижения скинии после того, Как в 1104 г. до Р. Х. филистимляне возвратили евреям ковчег завета. Сам ковчег находился с тех пор в Кириафиариме (7:2; 2-Цар. 6:3-4), но о скинии не говорится ничего; даже и намека на нее не находим - вплоть до 1-Цар. 21, но из этой главы как будто бы следует, что скиния находилась в Номве, городе священников, куда и бежал Давид после своего окончательного разрыва с Саулом.
Подобно тому, как прежде он вместе с Самуилом искал убежища в святом месте в Раме (19:18), так теперь пришел в святилище к Ахимелеху, бывшему, очевидно, первосвященником. (В Мар. 2:26 он назван Авиафаром; возможно, евангелист говорит не об отце, а о сыне, помогавшем отцу во святилище, но более вероятно, что у обоих было двойное имя: Ахимелех-Авиафар.) Заметим, что Номва находилась на полпути между Иерусалимом и Гивой.
"Смутило" Ахимелеха, очевидно, то, что царский зять, о напряженных отношениях которого с тестем первосвященник не мог не знать, так неожиданно появился перед ним - один, без "свиты". По безвыходности своего положения Давид вынужден был рассказать "легенду". Будучи голоден, он просит у Ахимелеха хлеба. Простого хлеба, однако, у священника не было - только священные хлебы предложения (Исх. 25:30), которые как бы теряли свою святость после того, как их заменяли свежеиспеченными хлебами (1-Цар. 21:6; сравните Лев. 24:5-9).
Эти хлебы можно было есть, как об этом скажет позднее Сам Иисус (Матф. 12:3-4). Но обычно их ели священники и члены их семей, а если кто из "посторонних", то уж, конечно, не оскверненные церемониально (1-Цар. 21:4-5; сравните Лев. 15:18). То, что Давид и бывшие с ним воины ели хлебы, взятые в святилище, - пример "уступки", предусмотренной законом; обоснование такого рода уступки в том, что жизнь - более священна нежели жертва (Матф. 12:7-8).
1-Цар. 21:7-15. В Номве Давида заметил одни из слуг Сауловых, по имени Доик, который донес об этом царю (стих 7; 22:9). Взяв с разрешения священника меч Голиафа, хранившийся в Номве (стихи 8-9), Давид поспешно ушел оттуда и бежал к Анхусу, правителю Гефа, родного города некогда сраженного им филистимского героя Голиафа. Будучи узнан филистимлянами, Давид, чтобы спасти себе жизнь, притворился безумным (стихи 11-13). В древнем мире психически больных людей считали вместилищем злых духов и предпочитали не трогать их, дабы не навлечь на себя гнева "богов".