Толкование Библии, 1 Царств 10 глава
Ветхий Завет
Новый Завет1-я Книга Царств
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
II. Время царствования Саула (главы 10-31)
А. Саул у власти (главы 10-14)
1. ИЗБРАНИЕ САУЛА ИЗРАИЛЕМ (глава 10)
1-Цар. 10:1-8. Но прежде чем сделать это, Самуил… вылил на голову Саула сосуд с елеем и только тогда сказал, что это Господь помазывает его правителем народа Своего. Напомним, что в Ветхом Завете помазание елеем символизировало отделение человека или какого-то предмета для Бога (Исх. 30:23-33). Помазанию сопутствовало присутствие и действие Святого Духа (1-Пар. 10:6,10; 16:13).
В подтверждение того, что он действовал по вдохновению свыше, Самуил предсказал Саулу, что на пути домой три знамения даны будут ему: а) он встретит двух человек близ гроба Рахили, у границы земель Вениаминовой и Ефремовой, в Целцахе, и те сообщат ему, что пропавшие ослицы… нашлись; б) затем ему встретятся у дубравы Фаворской три человека, которые дадут ему два хлеба, и в) на холме Божием, т. е. на одном из возвышенных мест где приносились жертвы (предполагается, близ Гивы, куда возвращался Саул), и которое, очевидно, было обращено филистимлянами в один из их военных опорных пунктов в Ханаане, встретится Саулу сонм, т. е. процессия, пророков.
Они будут спускаться с холма, играя на музыкальных инструментах (псалтирь - струнный инструмент, тимпан - нечто наподобие бубна) и пророчествуя (в данном случае - не прорицая, а восхваляя Бога в гимнах и прославляя Его за чудные дела Его; слово "пророчествовать" имеет в Библии именно такое, двоякое, значение). (Самуил основал в Израиле "пророческие училища", где изучалось слово Божие, воспевались хвалебные гимны Богу и совершались молитвы. Тех, кто составлял эти училища, называли "пророками" или "сынами пророческими"; 3-Цар. 20:35.)
Самуил сказал Саулу, что при встрече с этими пророками на него найдет… Дух Господень, и он тоже будет пророчествовать (славить Бога), и сделается иным человеком. Часто это понимают как указание на духовное возрождение Саула. Но для Ветхого Завета не характерно говорить об этом в таких словах, а, кроме того, последующее развитие событий, действия и поведение Саула отнюдь не свидетельствуют о его духовном преображении (16:14; 18:12; 28:15-16). Скорее всего, речь здесь идет о том, что действием Духа Святого неопытный и необразованный Саул обрел способность взять на себя обязанности царя и исполнять их - в значительной степени так же, как до того делали это, благословляемые свыше, судьи (Суд. 6:34; 11:29; 13:25; 14:6,19; 15:14).
1-Цар. 10:9-13. В только что указанном смысле, вероятно, говорится и об "ином сердце" Саула. Знамения, предсказанные ему Самуилом, осуществились. Но когда он стал пророчествовать вместе с пророками, все знавшие его на протяжении длительного времени настолько изумились, что мгновенно сложилась в народе пословица: "неужели и Саул во пророках?" Смысл ее в констатации явления неожиданного и необъяснимого. Ведь этот сын Кисов ничему подобному не учился, подразумевали люди. На что один из бывших там возразил: а у тех (пророков) кто отец?
Имея, вероятно, в виду, что пророческий дар не по наследству передается. Отсюда, однако, не следует, что Саул стал одним из несших пророческое служение под руководством Самуила; происшедшее с ним лишь должно было засвидетельствовать, что ему, действительно никогда этому не учившемуся, на время дано было действовать как пророку (кстати, именно так и звучит буквально последняя фраза десятого стиха в еврейском тексте) - в ознаменование того, что отныне в жизни Саула присутствует и действует Бог.
1-Цар. 10:14-16. Дяде своему… Саул открыл лишь сказанное ему Самуилом об ослицах, что они нашлись, и промолчал о помазании своем в цари.
1-Цар. 10:17-27. Через какое-то время Самуил собрал народ… в Массифу, где обычно собирались евреи для решения важных дел (сравните 7:5-7). Повторив им о неразумности их требования дать им царя, вопреки воле Божией, Самуил стал вызывать к себе колена Израилевы, одно за другим. По всей вероятности, пророк метал жребий и посредством его получал "указания" (стих 20). Из колена Вениаминова было указано племя Матряево (правильнее, видимо, клан Матриев), а в нем назван Саул, сын Кисов (стих 21). Стали его искать, и не находили.
И снова вопросили… Господа, и было иудеям указано (возможно, посредством какого-то знамения), где скрывается Саул. Явно непритязательного и смиренного поначалу, Саула не привлекали блеск славы и публичные почести; характерно в этой связи и то, что он не стал преследовать тех, которые с презрением отнеслись к выдвижению его царем (стих 27).
Надо заметить, что древние очень высоко ценили физическую силу в человеке и по внешним его достоинствам склонны были судить и о внутренних. Поэтому, увидев перед собой рослого красивого Саула, народ воскликнул: да живет царь! Господь же допустил избрание Саула с тем, чтобы евреи на опыте убедились: грубая физическая сила не есть главное достоинство теократичекого правителя. Кроме того (и это главное), Саул не мог стать основателем царской династии, возвещенной Господом через Иакова.
Тот, как известно, сказал, что "не отойдет скипетр (царский) от Иуды" (Быт. 49:10), т. е. что основоположником обещанной свыше царской династии, из которой произойдет Мессия, станет Иуда. А Саул был вениамитянином. Все, что, однако, требовалось в этой ситуации от Самуила, это официально облечь Саула властью и возложить на него царские обязанности, а также предоставить ему соответствующие права, записав их в книгу (стих 25) - несомненно в согласии с тем, что изложено во Втор. 17:14-20 (Моисеевы законоположения, предусмотренные к исполнению в будущем царем).