Толкование Библии, Книга Бытие 12 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Бытие
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Быт. 12:1-3. В этих трех стихах записан призыв к Авраму, стихи же 4-9 - свидетельствуют о его послушании. Призыв состоял из двух повелений с вытекавшими из каждого обетованиями. Первым повелением было "выйти" (пойди из земли твоей, от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе; стих 1). Вторым же было повеление стать благословением. (Это второе повеление, во 2-ом стихе, во многих переводах Библии передано не точно, а именно как предсказание: и будешь ты в благословение; в оригинальном же тексте оно звучит как "Будь благословением".) "Исход" Аврама должен был повлечь за собой целый ряд последствий.
Бог говорит, что если Аврам покинет "землю свою", то Он сделает для него три вещи (стих 2) - чтобы он мог стать благословением в земле, которую Он укажет (второе повеление); благословением Авраму следовало стать и для того, чтобы Бог мог сделать для него еще три вещи (стих 3). Эту "симметрию" не надо упускать из виду, потому что ею подчеркиваются смысл и цель призыва к Авраму: источником великого благословения свыше станет его послушание.
Итак, три обетования дает Бог Авраму, призывая его оставить "насиженное место":
а) произвести от него великий народ,
б) благословить его, и
в) возвеличить имя его (стих 2).
Все это и дает ему способность "быть благословением". Далее, при условии послушания Аврама, Бог обещал ему следующие три вещи:
а) благословить благословляющих его,
б) проклясть проклинающих его, и
в) благословить в Авраме все племена земные (стих 3).
Благословения или проклятия в адрес Аврама означали бы благословения или проклятия в адрес его Бога. К сожалению. Богу часто приходилось прибегать к другим народам как к средству воспитания и наказания избранного Им народа, потому что Израиль не только не сделался благословением для остального мира, но сплошь и рядом являл прямое непослушание Творцу. Третье обетование получило, однако, свое величайшее исполнение в том, что средством благословения мира сделался Иисус Христос (Гал. 3:8; сравните с Рим. 9:5).
Как уже говорилось, наиболее подчеркнуто проводится здесь идея веры. Авраму, которому было сказано оставить свою страну, свой народ ("родство твое") и дом отца (Быт. 12:1), ничего не было сказано о земле, в которую он пойдет. От него, таким образом, требовался беспрецедентный акт веры.
Темы благословения и проклятия являются здесь центральными, и фактически самое место это является центральным в книге Бытия. Ибо здесь начинается "осуществление программы", в которой ощущается крайняя нужда в главах 1-11 (целью этих глав было показать нужду в благословении свыше). Итак, на обращенный к нему призыв Аврам - ответил верой. Вытекавшие отсюда обетования были раскрыты и уточнены позже, в "рамках завета" (15:8-21).
Быт. 12:4-9. В Харране Аврам и его семья приобрели (так говорится в англ. переводе Библии) много людей (буквально "душ"; стих 5). Это обретение "душ" могло относиться и к приведению Аврамом какой-то части жителей Харрана к вере в Иегову. Позже, в земле Ханаанской, он построил жертвенники - в Сихеме (стих 6) и на восток от Вефиля (стих 8). В этом (втором) месте он призвал имя Господа, то есть провозгласил Иегову по имени (сравните с 21:33; 26:25).
Мартин Лютер перевел глагол "призвал" как "проповедал", и, представляется, что это недалеко от истины. Бог таким образом обрел свидетеля среди Хананеев, которые тогда жили в этой земле. В этой связи важно упоминание дубравы Море: хананеи часто возводили свои капища в дубовых рощах, и в Море мог находиться один из таких "центров" идолопоклонства.
В Сихеме Иегова явился Авраму, чтобы подтвердить данное ему обетование и вознаградить его за веру: потомству твоему отдам Я землю сию (стих 7). Аврам ступил на обетованную землю, и Бог показал ему ее, но принадлежать ей предстояло его потомкам, а не ему. В самом деле, ко времени смерти Аврама единственным принадлежавшим ему "участком" земли был тот, где находилась пещера, купленная им для погребения членов его семьи (23:17-20).
После того, как Бог подтвердил ему Свое обетование, Аврам жил в обещанной ему земле в ожидании исполнения этого обетования. Тогда, однако, вся хорошая, плодородная земля принадлежала хананеям; Аврам же должен был кочевать близ необъятной и страшной пустыни Негев (стих 12:9), простиравшейся к югу от Ханаана.
Призыв свыше, обращенный к их великому праотцу, свидетельствовал Израилю, что обещанное ему действительно исходит от Бога - все, что касается значимости его как народа, земли, кото-рая должна была стать его достоянием, благословений свыше и державной защиты Явление Иеговы и подтверждение Им обетования (стих 7) доказывали, что Ханаан и есть "место их назначения", их удел. Но Бог ожидал от Израиля ответа верою; вера, которая подразумевает принятие слова Божия и послушание ему, являлась условием исполнения Его обетовании.
е. Пребывание в Египте (12:10-20)
Здесь содержится нечто гораздо большее, чем простой урок честности, хотя рассказ этот несомненно предостерегает и против греховности лжи. Это утверждение, что "она моя сестра", трижды встречается в повествованиях о патриархах (стих 13; 20:2; 26:7). Причем в 20:13 Аврам поясняет, что "держаться этой версии" было их правилом, куда бы они ни шли, так что нет ничего неожиданного в том, что он повторял эту ложь.
Трудно не заметить явного параллелизма между этим временным пребыванием Аврама в Египте и позднейшим событием в жизни происшедшего от него народа, который окажется в Египте в рабстве. Лейтмотивы удивительно схожи: голод в стране (12:10; 47:13); временный характер переселения в Египет (12:10; 47:27); опасность, угрожавшая мужчинам от египтян, заинтересованных в сохранении для себя лишь женщин (12:12; Исх. 1:22); "поражение" египтян Господом (Быт. 12:17; Исх. 7:4 - 11:10); ущерб, нанесенный египтянам (12:16; Исх. 12:35-36); избавление (Быт. 12:19; Исх. 15); наконец, уход по направлению к Негеву (Быт. 13:1; Чис. 13:17,22). Таким образом, свое исполненное великого значения избавление из рабства, которое Израилю предстояло пережить впоследствии, он как бы уже пережил в своем праотце, и это, вероятно, являлось для него источником утешения и ободрения.
Бог не только обещал народу избавление в будущем, но в предвосхищении его как бы "разыграл" это избавление в жизни Аврама.
В контексте всей книги Бытия то, что содержится в 12:10-20, может быть поставлено по своему значению непосредственно после призыва, обращенного к Авраму, и констатации его послушания. Здесь Аврам более не руководствуется верою, как это было с ним вначале. И, тем не менее, Бог исполнит данные ему обетования. Аврам не был единственным патриархом, поставившим себя в довольно бесславные обстоятельства, из которых Богу пришлось избавлять его.
Быт. 12:10-13. План, в страхе придуманный Аврамом, обернулся против него: осуществляя его, он рисковал обетованием Божиим. Избавить жену его - с тем, чтобы данное ему обещание могло исполниться, в состоянии был только Бог Под угрозой голода Аврам решил на время уйти в Египет. (Другие случаи голода в Палестине упоминаются в 26:1 и 41:50.) Обвинять его за это нельзя, разве что в том, что действовал он в этих условиях явно не по вере. Гонимый обстоятельствами кочевник, он придумал "спастись", говоря полу-правду о своей сестре-жене.
И в том, что версия его была полуправдой, Аврам искал успокоения для своей нечистой совести. Сара и в самом деле была его сестрою (фактически - сводною сестрою; сравните 20:12), так что египтянам он сообщил только то, что хотел, чтобы они знали. Его мотивировка, несомненно, вытекала из законов того общества, где в семьях главенствовали братья.
На неприятельской территории мужа могли убить с тем, чтобы взять его жену. Но поскольку Аврам выдавал себя за брата Сары, тот, кто пожелал бы взять ее в жены, должен был обратиться к нему за официальным разрешением. И это, возможно, дало бы ему время, чтобы выйти из щекотливого положения, выиграв, а не проиграв.
Быт. 12:14-16. История приняла иронический оборот, когда Сарой заинтересовался некто, кому не нужно было просить ее у ее "брата", а именно сам фараон.
Самые слова Аврама ("дабы мне хорошо было ради тебя", стих 13) обратились, в сущности, против него; да, фараон обходился с Аврамом хорошо именно ради красивой Сары, и он даже весьма разбогател. (сравните с хорошим обращением другого фараона, в более поздние времена, с правнуком Аврама Иосифом, 41:41-43, и с внуком Аврама Иаковом, 45:16-20.) Но как раз это обстоятельство связало Аврама, и из "уз", в которые он попал, сам он не мог освободиться. Нечестная проделка его едва не стоила ему жены, без которой обетованное ему благословение не могло исполниться.
Быт. 12:17-20. Но Господь поразил обитателей дома фараонова тяжкими ударами (по другим переводам - "тяжелыми болезнями"). Только вмешательство свыше могло вывести Сару невредимой из царского гарема. Избавление ее сопровождалось возмущенными упреками со стороны фараона (стихи 18-19) и изгнанием Аврама из страны (стих 20). Египтяне были народом суеверным, и всякое дурное стечение обстоятельств воспринимали как зловещее предзнаменование. Итак, фараон повелел Авраму оставить Египет ("возьми ее и уйди"!).
Это история о том, как Бог избавил семью патриарха от египтян посредством обрушенных на них бедствий (болезней), и в ней, как уже было замечено, правомочно усматривать параллель с тем, что произошло с потомками Аврама позже, при Исходе. Но это первое избавление понадобилось по вине самого Аврама, который навлек на себя беду, прибегнув к обману. Бог, верный Своему слову, вмешался, чтобы по неразумию человека не был сорван Его план. Аврам, вероятно, счел свою ложь "спасительной", между тем, источник спасения из любых обстоятельств люди, служащие Богу, должны видеть лишь в безграничном уповании на Него.
Поначалу Аврам преуспел вследствие своего обмана. Мы читаем, что он разбогател, но ведь это богатство могло стоить ему Сары. Более того: общепринятой является та точка зрения, что именно во время пребывания в Египте приобрел Аврам рабыню по имени Агарь (16:1-2).
В этом повествовании Моисей давал читателям урок: стоя на страже Своих планов, Бог вмешивается в дела человеческие и избавляет людей от последствий их неразумия и лживых ухищрений.
г. Аврам и Лот разлучаются (глава 13)
По всей вероятности, Аврам и Лот, как назвали бы их теперь, "шейхи", владевшие множеством имущества (стих 6), из-за которого стали возникать между ними раздоры (стих 7), вынуждены были разойтись в разные стороны в интересах выживания своих родов. Можно было бы ожидать, что Аврам, как получивший Божие обетование, воспользуется своей привилегией и первым сделает выбор.
Но он великодушно уступил первенство выбора своему племяннику Лоту. И тот совершил его на чисто человеческом уровне, избрав тучную землю Иорданскую. Аврам же в решении своем "уступить" Лоту, несомненно, руководствовался верой, которая давала ему взирать не на временное, а на духовное, то есть уповать на Божие обетование.
13-ая глава показывает, как верою разрешаются споры. Самая щедрость Аврама явилась следствием ее, ведь, будучи истинной, она несовместима с эгоистическими "поисками своего"!