otveti.org»Толкование Библии»Книга Бытие»25 глава

Толкование Библии, Книга Бытие 25 глава

г. Смерть Авраама (25:1-11)

Здесь жизнь Авраама приходит к концу, и Божий благословения переносятся на Исаака, его "единственного" сына (22:2).

Текст может быть подразделен на четыре части: а) рождение у Авраама других сыновей (25:1-4), б) обеспечение наследных прав Исаака (стихи 5-6), в) смерть и погребение Авраама (стихи 7-10), и г) благословение Исаака (стих 11).

Быт. 25:1-4. Когда именно женился Авраам на Хеттуре, неизвестно, но, можно предполагать, после смерти Сарры. (В сущности Хеттура была наложницей патриарха; 1-Пар. 1:32). Так что, скорей всего, шесть сыновей Хеттуры появились на свет в промежутке времени равном 37 годам (Аврааму было 138 лет, когда умерла Сарра, а сам он умер в возрасте 175 лет.) Аравийские племена Шевы и Дедана (25:3), а также мадианитяне (стих 4) произошли от Авраама - во исполнение Божьего обещания ему, что Он "возвеличит имя его" (12:2), произведя от него "множество народов" (17:4).

Быт. 25:5-6. Позаботившись и о сыновьях наложниц своих, Авраам, тем не менее, отослал их еще при жизни своей, как отослал в свое время Измаила (21:8-14), - во устранение возможной угрозы с их стороны Исааку, которого рассматривал как своего единственного наследника.

Под землей восточной, по всей видимости, подразумевается Аравия.

Быт. 25:7-11. Дней жизни Авраамовой было сто семьдесят пять лет. И скончался он. В пещере Махпеле, где уже была похоронена Сарра, два сына патриарха - Исаак и Измаил вместе погребли отца. Теперь, когда он умер, приход Измаила мог таить в себе опасность для Исаака, но с ним был Бог. Исаак жил в ту пору у источника Беэр-лахай-рои, известном как место, где Бог видит, слышит и отвечает (16:4).

Авраам скончался, но осуществление Божьего плана продолжалось из поколения в поколение.

Б. Родословие (потомство) Измаила (25:12-18)

Быт. 25:12-18. Прежде чем обратиться к потомству Исаака, к "избранной линии", говорится о родословии Измаила; согласно Божиему предсказанию (17:20) он стал отцом двенадцати сыновей. Умер Измаил в возрасте ста тридцати семи лет. Его потомки рассеялись по Аравийскому полуострову - от Хавилы (в северо-центральиой Аравии) до Сура, между Беэр-шивой (Вирсавией) и Египтом).

Последняя фраза стиха 18-го в современном англ. переводе Библии отличается от того, что имеем в русском тексте; она звучит так: "и жили они, враждуя со своими братьями". Во исполнение пророческих слов Бога, сказанных Агари (16:12), замечает по этому поводу автор комментария (от Ред.).

В. Родословие (потомство) Исаака (25:19 - 35:29)

В разделе 25:19 - 28:22 повествуется о процветании Исаака и об обретении Иаковом права на наследие отца; события разворачиваются в пределах земли обетованной. Главы 29-32 рассказывают о том, как Бог благословлял Иакова во временном пребывании его за пределами этой земли, а главы 33-35 - о его возвращении в землю.

I. ОБЕТОВАННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАСЛЕДУЕТСЯ ИАКОВОМ, ВМЕСТО ИСАВА (25:19 - 28:22)

а. Ревекка получает прорицание относительно близнецов во чреве ее (25:19-26).

Эти стихи служат по смыслу своему "введением" к последующим главам, так как борьба Исава и Иакова "за первенство" началась еще во чреве их матери (сравните Ос. 12:3).

Быт. 25:19-20. Ревекка, жена Исаака, приходилась ему двоюродной сестрой (24:15). Этот брак восстановил связь Авраама с его родиной и семьей, а также с племенем арамеев, живших на северо-западе Месопотамии (24:10); впоследствии эта территория получила название Сирии.

Быт. 25:21-23. Как и рождение самого Исаака, рождение его сыновей сверхъестественно, потому что, как и Сарра, Ревекка оказалась бесплодной (стих 21). Но, в отличие от своего отца, Исаак молился о том, чтобы жена его зачала, и Господь ответил на его молитву.

Итак, "конфликт" между братьями начался еще до появления их на свет (25:22). И тогда Ревекка пошла вопросить Господа. В ответ ей было предсказано, что от нее произойдут родоначальники двух враждующих народов, и младший одержит победу над старшим (стих 23). Впоследствии израильтяне (потомки Иакова) и идумеи (потомки Исава) и в самом деле не прекращали борьбы между собой.

Быт. 25:24-26. Родители - в свете необычного рождения близнецов, а также прорицания, полученного Ревеккой, - запечатлели это событие в именах, которые дали сыновьям.

Первый из близнецов был красный и косматый, словно зверек; и назвали его Исав. "Красный цвет" Исава знаменует его необузданность в будущем (стихи 27-34). Что же до имени его, то в нем отражена довольно сложная игра слов. В еврейском своем звучании оно перекликается со словом "Сеир" (первоначальное название Едома, находившегося юго-восточнее Мертвого моря, где Исаву предстояло жить; 32:3; 36:8). Кроме того, еврейское "косматый" или "волосатый" (сеар) звучит, почти как "Сеир", а "красный" (по-еврейски адмони) - близко по звучанию к слову "Едом" (25:30). Итак, имя старшего брата Иакова было выбрано "со смыслом" дабы отразился в нем характер будущего заклятого врага Израиля.

Второй близнец держался при рождении за пяту Исава (стих 26). Полученное им имя - Иаков (иакоб), которое означает "пусть Он (Бог) защитит", было выбрано из-за созвучия его и смысловой связи с существительным "пята" (акеб) и глаголом акаб ("наблюдать из-за спины или исподтишка"). Так же, как в случае с Исавом, имя второго брата обрело позднее "иной смысл" - в свете открывшейся в нем способности ко лжи. На протяжении его жизни оно как бы демонстрирует два значения: "хватающийся за пяту" (в поиске защиты) и "подставляющий подножку"

Исполнение Богом Его обетования Аврааму осуществляется посредством избрания Им Иакова (а затем - народа израильского). Израилю Он позднее тоже даст обетование. Но исполнение его не дастся народу без борьбы.

Как самое возникновение, так и последующее существование. Израиля направляется свыше. Апостол Павел писал, что еще до появления близнецов Исаака и Ревекки на свет младшему было отдано предпочтение перед старшим (Рим. 9:11-12). Это противоречило "естественному" порядку вещей. Но Бог нередко действует "вопреки" человеческим представлениям о справедливости, потому что "Его пути - не наши пути"

б. Иаков покупает у Исава право на первородство (25:27-34)

Как это ни прискорбно, но с тем, что имеет высокую духовную ценность, люди нередко обращаются недостойно, пренебрежительно - как если бы это вовсе ценности не имело. Другие, сознавая высший смысл тех или иных вещей, тем не менее, пользуются ими в своих интересах, действуя "лукаво". В Исаве и Иакове представлены оба эти типа людей.

Быт. 25:27-34. Взрослея, Иаков и Исав "оправдывали" каждый свою "характеристику", заложенную в их именах. Исав, "красный человек", был побежден собственным физическим началом (вожделением к красному кушанью; стихи 29-30) и продал за это кушанье из чечевицы свое первородство. (Он, не сознававший значения высших ценностей, назван "нечестивым" (Евр. 12:16) именно в этом смысле.) А Иаков, "хватающийся за пяту", хитро "подставил подножку" брату своему, купив у него первородство.

Не будучи праведным, Иаков в этом случае не действовал, однако, и вероломно, потому что намерений своих не скрывал, хоть и поступил против совести. Но он, по крайней мере, заслуживает уважения зато, что стремился к тому, что действительно имело ценность.

Ревекка любила Иакова (стих 28), отчасти по причине полученного ею прорицания (стих 23). А еще потому, что он был человеком кротким, живущим в шатрах. Но по иронии звероловом он оказался более искусным чем Исав, так как расставил ему, уподобившемуся голодному зверю, ловушку. Возможно, Иаков знал о предсказании, полученном матерью, и ожидал, когда представится случай к его осуществлению. Но позднее Бог даст ему понять, что не таким способом следует "стяжать" обещанное Им. (Ранее Он дал это понять деду Иакова - Аврааму; 16:1-6.)

Конечно же, в нечестивой натуре Исава содержалось предупреждение Израилю, чтобы не отрекался от духовных ценностей в угоду своему "физическому аппетиту". Тут вопрос о том, что главное. Исав, жаждущий лишь физического насыщения, не останавливался ни перед чем ради получения желаемого.

Однако и духовное состояние Иакова таило в себе угрозу. Но впоследствии он "очистился" от представления будто для достижения благой цели "все средства хороши", и стал верным слугой Богу.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта