Толкование Библии, Книга Бытие 18 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Бытие
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Быт. 18:1-8. Три мужа посетили Авраама у дубравы Мамре в Хевроне (сравните с 13:18; 14:13). Это были Господь (18:1,13; сравните толкование на "Ангел Господень" в 16:7) и два ангела. Хотя правы и те, которые склонны видеть здесь урок гостеприимства, ангелы не затем явились к Аврааму, чтобы преподать ему этот урок. Так почему же Господь действовал таким образом? Почему не использовал, чтобы говорить с Авраамом, прорицателя, видение или голос? Возможно потому, что это должно было стать испытанием как для Авраама, так и для содомлян.
О моральном состоянии патриарха и жителей Содома можно судить уже по тому, как он и они обошлись с пришельцами. Радушный прием, оказанный гостям Авраамом, резко отличался от взрыва цинизма и бесчеловечности, вызванного их появлением в Содоме (главы 18-19) Но, скорее всего, посетители Авраама имели в виду вступить с ним в личное общение.
Принятие в этом случае пищи из рук того, кому предлагается дружба, имело важное значение как для упомянутого общения, так и в свете предстоявшего принесения мирных жертв и заключения соглашений. Когда Господь счел нужным уточнить время исполнения данного Им обетования, то пришел лично и ел у Авраама в шатре. Ничто не могло бы лучше и убедительнее свидетельствовать об установившейся между ними близости.
Авраам побежал на встречу им (18:2), затем поспешил в шатер к Сарре (стих 6), потом побежал к стаду (стих 7); и его слуга (отрок), в свою очередь, поспешно исполнил порученное ему господином его (стих 7). При встрече Авраам поклонился посетившим его до земли (стих 2). Он велел принести воды, чтобы омыть им ноги (стих 4); угощая их, подал им свежеиспеченный хлеб (стих 6), мясо нежного теленка (стих 7), масло и молоко (стих 8), а сам смиренно стоял подле них, пока они ели (стих 8; сравните со стихом 1-2). (Мнения богословов о том, догадывался ли Авраам, кто были его посетители, разделились: некоторые считают, что если бы догадывался, это снизило бы цену добродетели, явленной патриархом в гостеприимстве.)
Быт. 18:9-15. После трапезы один из посетителей сообщил, что у Сарры через год родится сын. (С этого момента Говорящий прямо отождествляется с Самим Господом; стих 13.) Мысль эта показалась Сарре нелепой, и она рассмеялась в душе. Укором и обвинением в адрес женщины прозвучали слова Гостя: Есть ли что трудное для Господа?
Рождение, невозможное с человеческой точки зрения, совершится, подтвердил Он. Для человека, однако, характерно - откликнуться на кажущееся невероятным так, как откликнулась Сарра: проявить недоверие, рассмеяться, а потом из страха отрицать, что не поверил и рассмеялся (18:15). Так реагируют порой и христиане. Но Бог, знающий человеческое сердце, в милости Своей проявляет к ним. снисхождение. Что же до обещания Его Сарре, то неужели появление ребенка из "омертвелого чрева" - такое уж великое диво для Того, Кто творит жизнь во всех ее формах!
г. Ходатайство Авраама о жителях Содома (18:16-33)
В этом тексте преобладающее звучание имеет мотив справедливости ("вырастающий" из предыдущих стихов; стихи 9-15). Конечно, Бог в состоянии сделать все, что пожелает, но будет ли это справедливым? Да, будет, и это следует из Его ответов на просьбы Авраама.
Быт. 18:16-21. Здесь Божий монолог о Его суде над "городами долины", главным из которых был Содом. Обращает на себя внимание "двойная мотивировка" Богом Его откровения Аврааму относительно того, что Он намерен делать: 1) Все народы благословятся в Аврааме, поэтому Бог открывает ему, что прежде того Он уничтожит нечестивый Содом. 2) Аврааму предстоит учить своих потомков праведности и справедливости (ходить путем Господним, творя правду и суд; стих 19), так как без этого им не дано будет наслаждаться Божиим благословением.
Фразу вопль Содомский и Гоморский надо понимать как "вопль людской против тяжких грехов Содома и Гоморы, возносящийся к небу". Сойду и посмотрю Руководствуясь принципом абсолютной справедливости, всезнающий Бог показывает, что суд Его совершится не прежде чем Он полностью и непосредственно убедится в происходящем.
Быт. 18:22-33. Неужели Бог погубит праведного заодно с нечестивым? Авраам был убежден, что и в Содоме жили праведные люди, и в душе своей он молился не только о Лоте; он просил о Содоме в целом, аппелируя к Божией справедливости. В этом его ходатайстве о Содоме раскрывается благородный характер Авраама. Он молился о том, чтобы все в городах на равнине - как нечестивые, так и праведные - были пощажены ради праведников (стих 24). Было время, когда сам он освободил этих людей, плененных им в сражении (14:16).
А теперь просил за них тем более смело и настойчиво, что сознавал, к кому обращается. "Неотступность" Авраама в разговоре с Богом поражает. Однако не следует упускать из виду, что смелости его сопутствовали искреннее смирение и глубокое благоговение. Он молил о справедливости: об избавлении Содома, если в нем найдется 50 45 40 30 20 или хотя бы 10 праведников (18:24-32). Он не пытался "уговорить" Бога поступить против Его воли (в этом смысле просьбы Лота разрешить ему пойти в Сигор отличаются от молитвы Авраама: 19:18-23).
Итак, тема справедливости звучит тут явно и подчеркнуто: благословляемым Богом предстоит а) наставлять справедливости других; б) ходатайствовать о справедливом суде; и в) знать, что Бог может сохранить и нечестивых ради праведных. Несомненно, Израиль познал из этого, что Бог есть справедливый Судия, что праведность возвышает народ (сравните с Прит. 14:34), и что на праведных людях держится всякое человеческое сообщество (сравните с Матф. 5:13).
д. Суд над городами долины (глава 19)
Эта глава повествует не только о праведном Божием суде над морально обанкротившимися хананеями, но и о суровом предупреждении на их примере другим: трудно было вывести Лота из Содома, как и семью Лота очистить от воздействия Содома.
Лот был примерным гражданином, гостеприимным и щедрым (стихи 2-3). Сказано, что он сидел у ворот Содома (стих 1). Обычно у городских ворот сидели судьи; там же было место деловых встреч. Возможно, и "пришелец" Лот пытался выступить в роли судьи, отвращая жителей города от злого и подавая им советы, как жить правильной жизнью. "Праведным Лотом" назовет его впоследствии апостол Петр (2-Пет. 2:7-8).
Но несмотря на то, что образ жизни содомлян Лот отвергал, он все-таки оставался в этом городе (живя в нем, он, видимо, имел возможность увеличивать свое и без того немалое состояние).
Час праведного суда пробил с посещением свыше. Хотя поначалу Лот раскинул свои шатры близ Содома, впоследствии Содом стал управлять его жизнью. Да, присущее ему нравственное чувство побуждало его отвергать содомию и мужеложство, но трудно одобрить готовность Лота принести в жертву развратным горожанам невинность своих дочерей (стих 8). (Хотя нельзя не учитывать и того, что законы гостеприимства особо почитались и почитаются на Востоке, и, по мнению некоторых исследователей Библии, Лот "из двух зол избрал меньшее". - От ред.) Все-таки представляется, что сердцем Лот тяготел к Содому, и что суда он избежал по милости Божией. Пока Господь "не беспокоил" Лота, он исповедовал веру в Него, продолжая жить среди нечестивых. Но одно плохо сочеталось с другим. Содом погубил бы Лота, если бы Бог не погубил Содома.