Толкование Библии, Книга Бытие 47 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Бытие
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Быт. 47:1-12. Фараон отделил Иакову лучшую часть земли, а именно Гесем (сравните с 45:10), и даже выразил готовность поручить тем братьям Иосифа, которые способны к этому, смотреть за царским скотом (47:6). В древних египетских манускриптах название Гегемоне упоминается, но это та территория, которая позднее называлась земли Раамсеса (стих 11; сравните с Исх. 1:11). Это обстоятельство, как и то, что земля была плодородной, и родственники поселились вблизи Иосифа, служившего при дворе, позволяет думать, что она располагалась где-то в восточной части дельты Нила.
Будучи представлен фараону, Иаков, отвечая на его вопрос, сказал, что прожил сто тридцать лет, и что жизнь его коротка, по сравнению с прожитой отцами его, и отмечена многими печалями. Примечательно, что патриарх называет ее днями странствования своего. Любопытно и то, что он, придя в страну с чужой ему культурой, благословил ее царя - фараона, т. е. пожелал ему милости и защиты от своего Бога.
е. Мудрость Иосифа в управлении (47:13-27)
Быт. 47:13-27. Иосиф показал себя мудрым администратором в земле Египетской, ибо в конечном счете он спас египтян от голодной смерти. Казалось бы, достойно было осуждения, что он и деньги и скот, и землю жителей страны сделал собственностью фараона, а их самих - его рабами, но в той экстремальной ситуации в сущности иного выхода не было: ведь фараон не дал своему "всесильному" министру права даром раздавать голодным хлебные запасы, да и насколько бы их хватило при постоянном даровом распределении? Кроме того, судя по реакции египтян (стих 25), они не восприняли политику Иосифа как грабительскую и унизительную для себя, а, наоборот, благодарили его.
Переведя имущество и земли египтян в собственность фараона, Иосиф снабдил их семенами для сева - с условием выплаты фараону пятой части урожая. Независимой от "царя" (и это подтверждается историками древности) оставалась лишь жреческая каста, а все жители попали в положение арендаторов у государства. (Правителем Египта был к тому времени Сенусерт III; 1878-1843 гг. до Р. Х.)
О пришедших в Египет израильтянах сказано, что они в отведенной им земле Гесем плодились и весьма умножились. Итак, Бог благословил Свой народ соответственно обетованию, которое Он дал Аврааму. Евреи быстро становились великим народом. Более того, Бог благословил и фараона за то, что тот отдал "семени Авраамову" лучшие земли в Египте. Позже, во дни Моисея, когда другой фараон стал Израиль угнетать, Бог сурово наказал египтян.
(+100 лет)
(+60 лет)
(+15 лет)
(+76 лет)
(+17 лет)
(+12 лет)
(+10 лет)
(+17 лет)
(+54 года)
5. ОБЕТОВАННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕ ИССЯКАЕТ (47:28 - 50:26)
В этом, заключительном, разделе книги повествование обращается к перспективам "семени Авраамова" в будущем.
а. Благословение Ефрема и Манассии (47:28 - 48:22)
Из долгой жизни Иакова, тысячелетия спустя, автор послания к Евреям (Евр. 11:21) изберет - как пример великого акта веры - именно это благословение сыновей Иосифа патриархом. Перед лицом смерти Иаков стремился "закрепить" Божие обетование в своих потомках. Некогда он "стяжал" это обетование для себя (Быт. 27). И вот объектом благословения снова становились младшие в роде, но на этот раз не ценой интриги и горечи, а через благословение, произнесенное с глубокой верой.
Быт. 47:28-31. Иаков прожил в Египте семнадцать лет (сравните со стихом 9), до ста сорока семилетнего возраста. (Авраам умер в возрасте ста семидесяти пяти лет (25:7-8), а Исаак - в возрасте ста восьмидесяти лет (35:28). Если годом переселения Иакова был 1876-ой год до Р. Х. (таблицу "Хронология патриархов"), то Иаков умер в 1859 году до Р. Х. Его рождение за сто сорок семь лет до того, следовательно, приходилось на 2006 год до Р. Х.
Перед своим концом Израиль просил Иосифа поклясться, что похоронит его в гробнице отцов его (сравните с 49:29-33), имея, конечно, в виду пещеру Махпелу, купленную Авраамом (глава 23). Здесь снова (сравните с 24:1-9) упоминание об обычае (в дальнейшем в Библии нигде не встречающееся), который сопутствовал принесению клятвы, - положи руку твою под стегно (бедро) мое, - просит Иаков сына. Видимо, исполняя этот обычай, клявшийся брал на себя ответственность и перед потомками того, кому клялся (ведь они "выходили из чресл его"; сравните толкование на 24:1-9).
Выразить свое благодарное чувство Богу умирающий Иаков мог, лишь склонившись перед Ним на возглавие постели.