Толкование Библии, Книга Бытие 24 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Бытие
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
в. Исаак получает жену (глава 24)
На примере этого события видим попечение Господа о верных слугах Его. Это Он ведет слугу Авраама, посланного за невестой для Исаака, - во исполнение следующей фазы Своего обетования. Глава делится на четыре раздела:
Быт. 24:1-9. 1 ) Поручение. Авраам, полагаясь на Божие обещание, сказал рабу своему управлявшему домом его, чтобы тот торжественно поклялся привести жену Исааку из родной земли патриарха, лежавшей километрах в семистах от места их тогдашнего обитания. Давая клятву, Елиезеру (15:2) следовало положить руку под бедро Авраама (сравните 47:29) - в знак того, что, если он клятвы не выполнит, то дети, которые родятся от "чресл" потомков Авраамовых, отмстят потомкам Елиезера.
Быт. 24:10-27. 2 ) Упование. Елиезер уповал на то, что Господь поведет его, и помолился, чтобы будущая невеста Исаака напоила его и верблюдов его. Заметим, что это была нелегкая работа - напоить десять верблюдов, так как животные эти потребляют очень много воды. И вот в города Нахора (в северо-западной Месопотамии; стих 10; сравните 25:20) все произошло в точности по молитве верного раба.
В знак благодарности Елиезер щедро одарил девушку, дав ей золотое кольцо (какие продевались в нос), и два золотых браслета. Затем он спросил ее, не найдется ли место в доме отца ее, чтобы ему и его спутникам переночевать. Девица ответила, что не только место, но и пища найдется, и снова поразился Елиезер доброте ее и готовности услужить.
Быт. 24:28-59. 3 ) Успех. Узнав от сестры о происшедшем, Лаван, брат ее, пригласил Елиезера с его спутниками в дом. Тот рассказал родным Ревекки о поручении, с которым пришел, и о том, что Господь, благословивший господина его, привел его к ним прямым путем, после чего получил разрешение взять девицу для Исаака.
Есть основания полагать (судя, в частности, по словам Девица рассказала в доме матери своей), что Вафуил, отец Ревекки, к тому времени уже умер. Не случайно Лаван, видимо, заменяя отца, решает вопрос о замужестве сестры.
Быт. 24:60-67. 4 ) Завершение дела. Елиезер привел Ревекку в Негев (в русском переводе Библии - "земля полуденная"), и стала она женой Исаака, когда тому было сорок лет (25:20); Аврааму было в то время 140 лет.
В 24:12 Елиезер, обращаясь к Господу, просит Его "сотворить милость". Слово "милость" находим и в стихах 27 и 49. Ему соответствует еврейское хесед, которое в более точном переводе звучит как "верная любовь" или "верность завету". Хесед - ключевое слово в этом тексте. В четырех разделах 24-ой главы четыре персонажа действуют в согласии с "милостью", а точнее - с "верностью завету": Авраам - подготавливая будущее; Елиезер - содействуя исполнению его; Бог- осуществляя его; Ревекка - принимая уготованное ей.
Бог в провиденьи Своем и милости (хесед - "верность завету") действует как верховный Владыка, но - через обстоятельства людей, верящих в Него. Эта скрытая в Боге обусловленность трояко подчеркнута в главе 24.
1. Господь - в сущности единственная "причина" всего происходящего. Это явственно звучит в словах Елиезера: "Господь привел меня" (стих 27 и 48). (И верно для всего "происходящего" в Библии.) Даже и Лаван, брат Ревекки, признает, что от Господа это дело (стих 50) и призывает Ревекку "пойти", как сказал Господь (стих 51).
2. Присутствие Бога "за сценой" явно, хотя прямо здесь не исходит от Него ни слова ни чуда, ни прорицания; даже и подтверждения Его завета с Араамом не находим в этой части повествования, которое по-своему уникально для книги Бытия. Но, подчеркиваем, оно сохраняет свою актуальность и для современных верующих. Предвидение веры, находящее выражение в личной молитве, тем более преобладает здесь, что видимые доказательства Божьего участия в этом деле отсутствуют.
3. Божией рукой переворачивается еще одна страница намеченного Им плана по благословению человечества. О соучастии Его в судьбах человеческих свидетельствует и то, скольких неудач удалось избежать "действующим лицам"; раб Елиезер мог бы потерпеть неудачу в своей миссии (стихи 5-8): он мог бы "не узнать" ту, которая была назначена Исааку (стих 14, 21); ему мог бы отказать Лаван (стихи 49-51), либо сама Ревекка - выразить нежелание идти с ним (стихи 54-58). Но направляющая сила Божия преодолевала все возможные препятствия и "из частей складывала целое"
Однако и человеческая роль тут налицо. Прежде всего роль верного раба Елиезера. Для него порученное ему было свято как содействующее осуществлению Божией воли. Он полностью уповает на Бога и ищет водительства Его в молитве. Он неизменно воздает хвалу Господу (стих 27, 48-49), и по ходу развития событий это имеет немаловажное значение.
Итак, выбор невесты для Исаака был делом Божиим, и это признано Лаваном и Ревеккой. Тех, кто молитвенно и послушно исполняют волю Его, Бог ведет и направляет. Как сказано в Прит. 3:5-6: "Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои".