otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Исаии»13 глава

Толкование Книги Пророка Исаии 13 глава

В. О суде над народами (главы 13-23)

Между главами 12 и 13 существует "тематический разрыв", хотя и не столь значительный, как представляется ряду комментаторов. Что же касается глав 13-23, то в них помещены речи и пророчества Исаии, в которых возникают некоторые в прежних его тем: о различных способах, к которым прибегает Бог, чтобы карать грех, о том, что языческие народы, бесчинствующие ныне против Его народа, будут Им наказаны.

Предсказания Исаии относительно девяти народов, или городов, расположенных вокруг Иудеи, вероятно, не были рассчитаны на то, что язычники прочтут их. Они относились для иудеев, чтобы донести до их сознания, что Бог действительно осудит врагов Израиля, и чтобы укрепить Иудеев в чаянии Царства, которое установит Бог. С другой стороны, трудно допустить мысль, что вдохновенные речи пророков вовсе не доходили до язычников, или что они, зная о них, не придавали значения этим речам и произносившим их посланникам Иеговы.

Скорее всего, и на них пламенные пророчества того же Исаии оказывали известное воздействие, побуждая не слишком возноситься в думах о себе, своих царях и своих военных возможностях. Иудеям же крайне важно Было предвидеть судьбу своих соседей, из которых с одними они враждовали, а с другими - поддерживали дружественные связи. Речи Исаии, убеждавшие евреев в недолговечности языческих народов, имели для них весьма важное двоякое значение: с одной стороны, им не следовало впадать в отчаяние при мысли о временных победах этих народов над ними, а с другой - не искать у них, заведомо обреченных, опоры и помощи для себя.

Все помещенное в этом разделе Исаия писал, когда Ассирия готовилась к захвату Сиро-Палестинской территории. Грядущая агрессия, конечно же, обернется бедствием для Израиля и других ближневосточных народов, возвещал он. Своего пика эта агрессия достигла к 689 г. до Р. Х., когда ассирийский царь Сенна-хирим вторгся в Вавилон и разрушил его, продемонстрировав, что и величайший город тех дней не застрахован от гегемонистских претензий Ассирии.

Многие толкователи Библии предполагают, что пророчества Исаии о падении Вавилона (13:1 - 14:27) относились к падению его под ударами Мидо-Персидской державы в 539 г. до Р. Х. Однако более вероятно, что речь в них именно о нападении на Вавилон ассирийцев в 689 году. Это лучше увязывается с темой "ассирийской угрозы" (возникающей с началом завоевательных походов Тиглат-Палассара; 745-727 гг.) в Ис. 7:17 - 8:10. (в этой связи таблицу "Цари Ассирии в Среднем и Новом Ассирийских царствах"; Ион. 1:2).

Предсказания о судах Божиих над язычниками мы находим у каждого из трех великих пророков-писателей (Ис. 13-23; Иер. 46-51; Иез. 25-32). Исаия и Иеремия подчеркнуто говорили о грядущем разрушении Вавилона (хотя ведя речь о военных бедствиях, которые постигнут его, имели в виду не одно и то же, а разные события в истории этой великой державы). Что же касается Иезекииля, то в его пророчествах центральное место отведено судьбе Египта.

Исаия следует в своих предсказаниях в "западном направлении": от Вавилона к Тиру. И, надо сказать, что они наиболее трудные во всей книге; неудивительно, что и толкователи понимают их по-разному. Трудность усугубляется отсутствием внебиблейских свидетельств относительно разрушения многих из приводимых Исаией "географических пунктов". Исаии открывалась в состоянии его пророческого виденья картина последнего разрушения Богом мира (в значении Его последнего суда над ним - 13:11 сравните со стихом 6,9).

Но думается, что для него она была неотделима от непосредственно грозивших его и другим народам военных бедствий (со стороны ассирийцев). Ибо, как это зафиксировано в Ис. 10:7, целью Ассирии было "разорить и истребить не мало народов". До известной степени это попускалось ей Господом, Который позднее осудит ее за высокомерие и дерзость, с какими поднялась она против Израиля и его Бога (10:12-19).

I. О ВАВИЛОНЕ (13:1 - 14:27)

а. Вступление (13:1)

Ис. 13:1. Раздел начинается со слова Пророчество, которое иногда переводится как бремя: соответствующее еврейское слово (масса) происходит от глагола "носить", "возносить"; то-есть пророчество понималось как тягостное, нерадостное известие, звучащее наподобие судебного приговора (термин масса - Иер. 23:33, где это слово переведено как "бремя", - типичен для пророческих писаний).

Итак, это пророчество Исаии касается Вавилона. Город этот, долгое время бывший активным средоточием всего, что в глазах Бога отвратительно, заслужил гнева Его. Мятежный дух преобладал в Вавилоне от начала его (Быт. 11:1-9). И затем, на протяжении веков, при всех сменах династий, правивших им, он считался оплотом сил, противостоявших Богу Израиля. Образом их предстает он и в книге Откровения - на страницах, описующих время Великой скорби (Откр. 17-18).

б. Выступление армий, "собравшихся вместе", против Вавилона (13:2-18)

1)Формирование армий.

Ис. 13:2-5. Некоторые полагают, что призыв "поднять знамя" и возвысить голос - с целью собрать "силы войны", угодной Богу, обращен Исаией к ангелам. Это они должны дать знак ("махнуть рукою") воинам, выступающим по повелению Божию (стих 3), чтобы шли в ворота властелинов (так назывались главные ворота древних столиц, служившие для въезда и выезда царей). Едва ли надо искать точные географические указания в стихе 5. Из него, как и из предыдущих стихов, лишь следует, что Господь… призвал избранных Им сильных… для совершения гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.

Из стиха 4 можно сделать вывод, что боевое войско, обозреваемое Господом Всемогущим, собрано из представителей многих царств и народов. То-есть Исаии, описывавшему военное противоборство его дней виделось, по всей вероятности, сквозь призму этого ближнего противостояния, то, которое произойдет непосредственно перед установлением на земле Тысячелетнего царства (Откр. 16:12-16).

2)Приближение дня Господня.

Ис. 13:6-13. Понятие "дня Господа", употребляемое Исаией применительно к его времени, несомненно, имеет в контексте его пророчеств (предыдущий раздел) и эсхатологическое звучание. На современный пророку мир "суд Божий" надвигался в том смысле, что на протяжении ближайших десятилетий его ожидали нестабильность, смятение, катастрофы политического характера, которым предстояло достигнуть своей кульминации во вторжении ассирийцев в Вавилон (в 689 г. до Р. Х.).

Картина, разворачивавшаяся перед духовными очами пророка, схожа с той, свидетелем которой сделается весь мир - перед тем, как начнется на земле тысячелетнее правление Христа. Как теперь, так и тогда, люди будут рыдать при виде "разрушительной силы", идущей от Всемогущего (стих 6). У них опустятся руки и замрет от ужаса ("растает") сердце, и кровь от страха прильет к голове, от чего разгорятся лица; страх, которому будет сопутствовать и изумление (как реакция на то, чего все-таки не ожидали), уподобляется мучениям в родах (стихи 7-8).

День Господа грядет как кара на грешников земли (стих 9); Господь, говорящий устами Исаии, предупреждает, что тяжко накажет мир и живущих в нем нечестивых… за зло и беззакония, что положит конец высокоумию гордых (стих 11 сравните ест 19; 10:6,12). Погасшие светила в стихе 10 могут служить иносказанием общего хаоса в ближневосточном регионе; то же и в отношении "потрясения неба и земли" в стихе 13. (Вообще пророкам свойственно говорить о социальных катастрофах как о зловещих феноменах в природе.)

Люди станут цениться дороже чистого золота (стих 12) потому, что их очень много погибнет и крайне мало останется. Офир - одни из главных центров золотодобычи в древнем мире; находился, по одним предположениям, в юго-западной Аравии, по другим - в восточной Африке.

3) Наступление войска в день Господень; бегство и гибель.

Ис. 13:14-18. Армия, посланная Богом, будет безжалостна; люди, пытающиеся спастись от нее, уподоблены беспомощным животным: они, как… серна… преследуемая хищником, и как покинутые пастухом овцы… В Вавилоне, имевшем торговые связи чуть ли не со всем тогдашним миром, жило, конечно, много иностранцев: "в тот день" каждый из них попытается спастись бегством, добраться до "своей земли" (стих 14). Горе тому, кто попадется "местному" или чужому: он будет пронзен… падет от меча. Страшный это будет день, когда станет действовать "разрушительная сила от Всемогущего" (стих 6): дома будут разграблены, жены… обесчещены, детей будут убивать на глазах у родителей.

Фраза Вот, Я подниму против них Мидян (стих 17) служила и служит предметом дискуссий в богословской среде. На основании ее, а также упоминания о падении Вавилона в стихе 19 многие богословы полагают, что в стихах 17-18 содержится пророчество Исаии о гибели его в 539 г. до Р. Х. от руки мидян и персов (сравните Дан. 5:30-31).

Однако такая точка зрения наталкивается на следующий, в частности, труднообъяснимый момент: при мидо-персидской победе над Вавилоном в положении его столицы мало что изменилось - она не только не была разрушена, но продолжала, в основном, благоденствовать (как и страна в целом). Между тем, в Ис. 13:19-22 прямо говорится о разрушении Вавилона. Слово них в стихе 17 вполне могло относиться, в виденьи Исаии, к ассирийцам, которым воинственные обитатели Мидии причиняли при жизни пророка и после его смерти немало вреда и хлопот.

Тем более, что об ассирийцах как об агрессорах (если принять предлагаемую, менее распространенную, точку зрения - пункт "В": "О суде над народами") идет речь в стихах 14-16. (Переход, без четких как будто границ и "оговорок", от одного времени к другому и от одного к другому народу в контексте пророческой речи не был чем-то исключительным.) Вторая часть стих 17, вероятно, содержит ту мысль, что "поднимаемые Богом" против кого бы то ни было (в данном случае, вероятно, мидяне против ассирийцев) действуют не столько из корысти, сколько во исполнение воли Божией.

Новая проблема возникает со стихом 18 (приходится признать, что на смену одной трудности приходит другая). Говорится ли в стихе 18 все еще о мидянах, досаждающих ассирийцам, или опять об ассирийцах, побеждающих вавилонян? Скорее, все-таки, первое, и стих 18 продолжает сказанное в стихе 17, подразумевая победоносное восстание мидян против ассирийцев в 630 г. до Р. Х. Но весь этот раздел легче понять, если исходить из того, что преимущественно Исаия говорит тут о разрушении города Вавилона ассирийцами в декабре 689 года до Р. Х. Как заметил Сет Эрлан-дссон (один из исследователей книги Пророка Исаии),

"История мидийцев, эламитян и вавилонян пересекается к 700 году до Р. Х. в общей борьбе против могучей Ассирийской державы… и в великой этой исторической драме центральная позиция отводится Вавилону - начиная с конца 8-го века вплоть до разрушения его столицы (тоже Вавилона - от ред.) ассирийцами в 689 году"

е. О грядущем уничтожении Вавилона Богом (13:19-22)

Ис. 13:19-22. "Халдеями" называли себя сами вавилоняне (потомки Хама), и на их языке это звучало как калдан. Значение Вавилонской империи (и ее столицы с одноименным названием) было в древнем мире чрезвычайно велико, и это отражено во фразе И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев. (Хотя надо заметить, что при жизни Исаии Вавилон не достиг еще вершины своего взлета, однако, пророк, в данном ему откровении, "постигает" и блеск величия его и драму его падения.) Многими своими корнями мировая культура уходит в "питательную среду" древнего Вавилона: он был колыбелью таких наук, как математика и астрономия, из первобытных форм вавилонской клинописи возникало и складывалось современное письмо (алфавит).

Развивались наука и культура Вавилона, но богопознание его не выходило за рамки язычества; в империи развивались ремесла, росли и крепли ее торговые связи, и с ними - богатство, а с ростом богатства и военной мощи усиливались самомнение халдеев, их гордыня и моральная развращенность: для привыкших к безмерной роскоши и не знавших истинного Бога это было естественно! Но для Господа это было неприемлемо: Вавилон ожидало "ниспровержение", и участь его пророк сравнивает с участью Содома и Гоморры (стих 19). Одни из чувствительных, хотя и не окончательных ударов, последовал, как уже говорилось, от ассирийского воинства под предводительством Сеинахирима.

Столица (а не вся страна!) подверглась тогда страшному разрушению. В стихах 20-21 - в типично древневосточных образах воссоздается картина города, опустошенного в результате вражеского нашествия. Под "скачущими косматыми", по всей вероятности, имелись в виду дикие козлы. В увеселительных домах, предназначенных для пиршеств и веселья, где гостей услаждали игрой на музыкальных инструментах и сладкоголосым пением, станут выть гиены…

Попытаемся, однако, снова вникнуть в конкретные исторические обстоятельства, которые могли стоять за поэтическими образами. Заметим для начала, что с еврейского стих 20а может быть переведен как "Не заселится на протяжении долгого времени, и поколение за поколением не будет жителей в нем." Уже при Асардане, сыне Сеинахирима, город Вавилон вновь был отстроен. По прошествии десятилетий возникла Ново-Вавилонская империя, которая и пала (окончательно) под ударами мидо-персидской коалиции в 539 г. до Р. Х.

Так что фраза "Не заселится никогда" в стихе 20 (если все-таки читать стих 20а в общепринятом переводе) скорее относится к конечной судьбе Вавилона. Разрушение его происходило постепенно - при персидских царях Кире, Дарий и Ксерксе; жители уходили и уходили из Вавилона, пока и самое место его нахождения не было забыто. И вот тут время сказать, что в пророчестве Исаии, которым завершается глава 13, могло иметься в виду не одно какое-то событие, а процесс гибели и запустения Вавилона в его постепенности: пророк "видел" этапы этой гибели (и отсюда трудность конкретизации их во времени).

О восстановлении Вавилона в будущем - того Вавилона, который в последний раз будет разрушен Богом, узнаем из книги Откровения (глава 18); толкование на Иер. 50:1 - 51:58.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта