otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Исаии»53 глава

Толкование Книги Пророка Исаии 53 глава

б. О страданиях и смерти Раба (53:1-12)

Может быть, Исаия предчувствовал, что в таких или подобных словах будет говорить о смерти Раба духовно прозревший Израиль, когда осознает, что Раб принял ее, в первую очередь, ради него. Ибо, подобно языческим народам, ему долго предстояло пребывать в прискорбном неведеньи об этом.

Ис. 53:1-3. На слова, которыми начинается эта глава, сошлется впоследствии апостол Павел (Рим. 10:15-16). Исаия же говорил тут во множ. числе, скорее всего потому, что не только себя имел в виду, но и всех ветхозаветных пророков, которые прозревали явление Мессии и возвещали об этом. Кому через слышанное от нас открылась таким образом (подразумевается) сила (мышца) Господня? - сетует Исаия. Под "силой", или мышцей, в этом контексте надо понимать явление мудрости Господа и спасительной для людей благодати Его.

Увы, поверивших Исаии и другим пророкам, а впоследствии апостолам, - было прискорбно мало.

В стихе 2 мы подразумевает, что речь пророка продолжается от имени израильтян. Это они признают, что отвергли Мессию, приняв Его за обычного человека, вид которого не привлекал их к Нему.

Отпрыск дома Давидова взошел пред Богом из сухой земли; это может быть и метафорой неприметности Его земного происхождения, но и свидетельством о том, что Отпрыск произойдет из "почвы" духовно сухой.

"Вид" Спасителя не был, конечно, убогим, Он, судя, по всем евангельским повествованиям, отличался замечательной духовной красотой; но в глазах иудеев Ему "не достанет" того горделивого величия, которым отличались представители знати, из среды которой они ожидали Мессию.

О том, что Отрок Господень будет (в стихе 3 - пророческое прошедшее) презрен и умален пред людьми, Исаия говорил и прежде (49:7). Все это подтвердится впоследствии в земной жизни Спасителя, начиная с рождения Его в "яслях"; Его общение с "мытарями и грешниками" вызовет насмешливое и откровенно враждебное отношение к Нему не только, вероятно, со стороны фарисеев и саддукеев.

Муж скорбей и изведавший болезни… Восприняв на Себя немощную человеческую плоть, чтобы крестным Своим страданием и смертью искупить, очистить и освятить ее, Иисус Христос вместе с нею "воспримет" и скорби, сопутствующие каждой человеческой жизни, и болезни - следствие грехопадения, словом, станет во всем подобен людям, "не восприняв" из человеческой природы лишь греха (Евр. 4:15).

В начале и в конце стих 3 Исаия прибегает к характерному для него приему параллелизма мыслей, нарочито подчеркивая степень неприятия Мессии Израилем: он был презрен (и далее) …он был презираем (и фразы предшествующая и последующая).

Ис. 53:4-6. В этих стихах - момент крайне важный для понимания отвержения Спасителя Его народом; его можно назвать полемическим. Исаия (или устами его духовно прозревший Израиль) вступает "в полемику" с господствовавшим в ветхозаветном обществе представлением, будто невинный человек страдать не может, и если кто страдает, значит, он грешен перед Богом (этой проблеме посвящена вся Книга Пророка Иова).

Предвидя в своем пророческом созерцании, что именно с этой "меркой" подойдет к своему Мессии Израиль, сочтя Его, невинного Страдальца, грешником, Исаия объясняет думавшим так, что Спаситель пострадает не за Свой грех, а за грехи и беззакония их (стих 5). Причем пострадает добровольно (возьмет на Себя последствия этих грехов и беззаконий - немощи и болезни; стих 4). Речь в стихе 4 может идти как о духовных немощах, т. е. все о той же "болезни греха", которую Спаситель "возьмет на Себя", чтобы искупить от нее верующих, так и о физических недугах (стих 3), вызываемых недугом духовным.

Ибо одно от другого неотделимо. И некоторые усматривают в исцелении Христом (в процессе Его земного служения) физических болезней прообраз крестного подвига Его, направленного на духовное исцеление грешников. Сегодня Он, если и избавляет от физических страданий, то далеко не всех, однако, ни на день ни на час не прекращается в мире исцеление Им страждущих душ, ибо "приходящих к Нему Он не изгоняет вон".

Наказание мира в стихе 5 надо читать как "наказание примирения". Оно постигнет смиренного Раба во удовлетворение высшей Божией справедливости и ради примирения падшего человечества с его Создателем. То есть страдание и смерть Его будут заместительными: физические раны Его (как и душевные муки) послужат духовному исцелению людей.

"Диапазон" слова мы в стихе 6 еще более расширяется (сравните со значением его в стихе 1 и в стихах 2-4); здесь Исаия говорит как бы от имени всего человеческого рода, который уподобляет беспомощному стаду овец, блуждающих в пустыне без пастыря (образ, весьма часто встречающийся в Священном Писании). Стадное чувство овец, обычно сбивающихся в кучу, ведет их за вожаком (из "их числа"), который, однако, и сам не знает, куда идти… Не напоминает ли это ситуацию человеческих "племен" и народов, более склонных следовать за своими "вожаками" чем за Господом (1-Пет. 2:25)?

Однако в пределах человеческого сообщества еще и каждому свойственно своевольно "совращаться на свою дорогу" (здесь в значении пренебрежения Божиими наставлениями). В этом-то и коренится грех в любом его проявлении. И вот, повторяет пророк мысль, неоднократно выраженную им с начала этой главы, Господь возложил (пророческое прошедшее) на Него грехи всех нас (в Лев. 16:21-22 о символическом возложении первосвященником Израиля грехов всего народа на голову "козла отпущения"). Снова таким образом подчеркивается мысль, что невинный предан будет казни за грех, вместо виновных.

Ис. 53:7-9. В стихе 7 "овца" (упрямое животное, которое блуждает, не зная пути) представлена в совсем ином ракурсе: подчеркиваются спокойствие и мягкость ее "натуры", ее (в человеческих терминах) кротость и смирение, благодаря которым она становится прообразом Агнца Божия (Иоан. 1:29). Будучи веден… на заклание… агнец не станет сопротивляться "истязателям" Своим, не будет пытаться остановить их. Если прежде Исаия говорил о кротости грядущего Отрока намеками (42:2-3; 50:5,6), то здесь он заявляет о ней открыто, в полную силу, подчеркивая при кажущейся пассивности Его поведения именно активный характер Его, который выразится в добровольности Его самопожертвования; Отец не лишит Его "права выбора", и Он осуществит его в пользу человечества.

При более точном переводе с еврейского, который дает Септуагинта, первая фраза в стихе 8 звучит примерно так, как цитирует ее Лука в Деян. 8:33 "В уничижении Его суд Его совершится", т. е. речь тут идет о том, что Господь лишен был справедливого (по действовавшим в ту пору в иудейском сообществе юридическим нормам) суда (что, в частности, выразилось в поспешном приведении в исполнение смертного приговора).

Следующая фраза: но род Его кто изъяснит? - считается одной из самых трудных в главе 53. Не ясна связь ее (через союз "но") с предыдущей, да и самый смысл ее толковался, начиная от отцов Церкви, и толкуется по сей день весьма неодинаково - тем более, что и в самих переводах этой фразы на различные языки возникают разные смысловые оттенки. В результате некоторые понимали ее так, что Отрок, рано ушедший из жизни, не оставит по Себе потомков. Либо, что жизнь и смерть Его останутся для большинства Его современников под покровом тайны.

Но наиболее правильной представляется точка зрения, которую выдвинул еще блаженный Иероним, она и теперь разделяется многими исследователями книги Пророка Исаии: вторая фраза в 53:8 подразумевает тайну предвечного рождения Сына от небесного Отца и вытекающих из этого рождения высших свойств Его природы (прежде всего Его абсолютной безгрешности). Кто - в свете Его более чем скромного земного происхождения и всего, что выпало Ему на кратком Его жизненном пути, - мог бы "изъяснить" эту тайну ("тайну Его рода")?

Тем более, что "свои", к которым Он приходил, не поняли и не приняли Его и немало способствовали тому, что Он был отторгнут от земли живых (пассивный залог, в котором стоит эта фраза, возможно, однако, указывает на то, что совершившееся совершилось по воле Отца). Стих 8 завершается повторением мысли о заместительном характере смерти Христа.

Казненному позорной смертью, какой казнен был Иисус, и погребение (гроб) предстояло позорное. Его, в частности, обвиняли в богохульстве. По свидетельству Иосифа Флавия таковых погребали "без всяких почестей". Но, вопреки представлениям иудеев о Нем, якобы заслужившем позорную казнь и такое же погребение, Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его (стих 9). А потому погребение Сыпи волей Отца небесного в склепе богатого иудеянина Иосифа Аримафейского, тайно Ему симпатизировавшего (Мар. 15:43-46), стало первой ступенью на пути Его восхождения к славе.

Ис. 53:10. "Полемика" Исаии с "оппонентами" продолжается. Страдалец не был виновен - поразить Его… было… угодно Господу, чтобы вместе с Ним убить на кресте грех человечества, который был на Него "возложен". В этом смысле Он и явился "Агнцем, закланным от создания мира" (Откр. 13:8), ибо всеведущий Бог знал от начала, что создаваемому Им материальному миру потребуется эта искупительная смерть.

"Жертва умилостивления" - это евр. ашам (слово это употреблено в Лев. 5:15; 6:5; 19:21); принесение ее диктовалось, по закону Моисея, необходимостью, в случаях серьезных "нарушений" (в широком смысле слова), удовлетворить высочайшую Божественную справедливость; преступление влекло за собой жертву, символ наказания, без чего невозможно было искупление.

В стихе 10 речь идет о духовном потомстве Иисуса Христа - долговечном в том смысле, что оно унаследует вечность, где будет пребывать вместе с Сыном (это о нем говорит евангелист в Иоан. 1:12-13). Среди него, сначала на земле, а потом в вечности, и будет… благоуспешно… исполняться рукою Христа воля Господня.

Ис. 53:11. По некоторым другим переводам начало этого стиха читается как "завершив труд Свой (то же, в сущности, что подвиг), Он испытает удовлетворение." Тут устами Исаии говорит Сам Иегова, называющий Раба Своего Праведником, Который чрез познание Отца (в значении близкого познания Его, недоступного другим, - Иоан. 1:18; 10:15; а также глубокого познания Им Отчей тайны, предусматривающей спасение человеческого рода; Матф. 11:27; и связанного с этим познания воли Отца, которую Сын добровольно согласился исполнить; Мар. 14:36) оправдает многих. Окончание этой фразы свидетельствует о прозрении пророком того обстоятельства, что, хотя Раб принесет Себя в жертву за все человечество, "воспользуются" ею не все, а только "многие" (те, которые, уверовав в Христа, будут оправданы и, следовательно, спасены Им).

Ис. 53:12. Речь Иеговы продолжается в завершающем стихе главы, принимая особо торжественный характер. Праведник, Который добровольно пойдет на унизительные страдания, позволив "причесть Себя к злодеям", и на смерть, чтобы победить грех, будет высоко почтен Им. Раб будет уподоблен великому и сильному Царю (сравните с 52:15), который с победой возвратился с войны и теперь делит добычу с теми, кто были заодно с Ним (Пс. 67:19 и Еф. 4:7-8, а также комментарии на эти стихи); здесь "добыча", которую "раздает" Спаситель, может быть понята как приобщение Им уверовавших к славе Его.

Он умер, чтобы убить грех, и воскрес, чтобы сделаться живым ходатаем… за преступников… грех которых понес на Себе; многих в стихе 12 употреблено в значении "всех". Заметим, что идею ходатайства изначально содержит в себе самая жертва умилостивления. Свое воплощение, олицетворение, эта идея получает в Сыне Божием, Который по воле Своей становится такой жертвой, т. е. вечным Ходатаем за грешных людей, приходящих к Нему.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта