Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Книга Пророка Исаии » 66 глава Размер шрифта: +

Толкование Книги Пророка Исаии 66 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

4. ГОСПОДЬ ИСПОЛНИТ ОБЕЩАННОЕ ИМ (глава 66)

Образ мессианского Царства, которое обещано было Богом Аврааму и к которому изначально устремлена вся история человечества, до конца сопровождает Книгу Пророка Исаии.

а. Господь призрит на смиренного (66:1-2)

Ис. 66:1-2. Что может предложить Творцу человек - такого, что не принадлежало бы Ему с самого начала? Ведь всему дала бытие (все сие было; стих 2) рука Его! Мысль эта иносказательно выражена в стихе 1. Неоднократно прозвучит она и в Новом Завете; ссылаясь на нее, первомученик Стефан и апостол Павел (Деян. 7:48 и 17:24-25) стремились в свою очередь донести до читателей глубокий духовный подтекст ее: не в храме, сооруженном людьми, живет Бог, но в смиренных сердцах (стих 26). Именно они, как следует из слов пророка, дороги Богу более чем небо и земля. Мысль о "сокрушенных духом" и "трепещущих пред словом Божиим", которые одни лишь угодны небесному Отцу, в той или иной форме проходит через всю книгу Исаии.

б. Господь предупреждает о судах Своих (66:3-6)

Ис. 66:3-6. Вся выразительная система сравнений в стихе 3 направлена на безоговорочное осуждение обрядоверия, в котором не участвует душа человека. Стихи эти весьма перекликаются по смыслу с тем, о чем говорит пророк в самом начале своей книги (Ис. 1:11-15). Формальные жертвоприношения столь же отвратительны Богу, сколь прямые преступления (такие, как убийство человека или животного, как идолопоклонство, либо циничные нарушения Моисеева закона - принесение в жертву свиной крови; Лев. 11:7); семидал хлебное приношение.

Именно неучастие сердца в поклонении Богу подразумевается в последней фразе стиха Зоб "избравших собственные свои пути и находящих удовольствие в мерзостях"; напомним, что "мерзостью" на языке Библии называются образ жизни и верований язычников и их бесплодные жертвоприношения лжебогам. Отсюда, по-видимому, слово обольщение в стихе 4. Иудеи не просто заблуждались, исповедуя языческие культы, но и обольщались мыслями, будто избранные ими пути - правильны; самоуверенность и высокомерие усугубляли их греховность, которую Господь и обещает покарать "ужасным для них" - вероятно, еще большей духовной слепотой и житейскими бедствиями. Обращает на себя внимание почти полное тождество последних четырех строк в стихе 4 и в 65:12 (начиная со слов "Я звал").

Нельзя не почувствовать "звучания сквозь века" того, о чем говорит пророк в стихе 5. Он обращается к хранящим верность Господу, которых за это ненавидят их собственные братья. Ненавидят и преследуют те, которые сами решаются дерзить в адрес Создателя (сравните стих 56 с Ис. 5:19). Не то же ли будет происходить в дни первого пришествия Христа! об обещании Им блаженства тем, которые будут гонимы за Него (Матф. 5:11). С другой стороны, не созвучны ли слова в стихе 56 с насмешками фарисеев и темной толпы над распятым Господом (Матф. 27:42-43; Мар. 15:29-33; Лук. 23:35)! Но они будут постыжены, - грозно предрекает Господь.

Примечательна фраза голос Господа… из храма (стих 6). Описывая осаду Иерусалима Титом и гибель храма и города (чему он сам был свидетелем), историк Иосиф Флавий упоминает о "голосе из храма", который был слышен несмотря на ужасающий шум вокруг.

в. Господь положит начало новому народу (66:7-21)

Ис. 66:7-11. Здесь переход к некоему "новому состоянию", в котором "явит Себя в славе Господь" (стих 5), как бы отвечая на дерзкое требование Своих хулителей, которые "будут постыжены". В этих стихах речь, по-видимому, идет о сверхъестественно быстром возникновении в свое время нового Израиля, о его многочисленном духовном потомстве. Мысли об этом - в процессе прозрений - приходят к Исаии неоднократно (сравните с 49:17-21; 54:1; соответствующие комментарии).

В полную меру то, что он провидел, осуществится в мессианском Царстве, частично же оно осуществилось после первого пришествия Мессии, когда усилиями лучших представителей "благочестивого остатка" - апостолов и евангелистов, руководимых Духом Святым, положено было начало христианской Церкви, которая стала затем "распространяться" с удивительной быстротой (к примеру, Деян. 2:41; 5:14).

Отцы Церкви обращали внимание на разрешилась сыном в стихе 7, сопоставляя эту фразу с фразой в стихе 8: Сион… родил сынов своих. Блаженный Иероним видел в первом случае указание на Иисуса Христа, а во втором - на многочисленных последователей Его. Так будет, утверждает Исаия, и не есть ли это причина веселиться и радоваться вместе с Иеруслимом всем верным Господу! Иносказание завершается в стихе 11.

Ис. 66:12-13. Иерусалим - уникален и славен как центр истинного богооткровения. Именно как к таковому станет стекаться к нему все лучшее чем располагают народы (мысль об этом, как и аллегории, метафоры, в которые она облечена, не раз встречаются у Исаии; 48:18; 55:12; 60:5,11; 61:6). Свою любовь к Иерусалиму Господь сравнивает с материнской любовью.

Ис. 66:14-18. И кости ваши расцветут (стих 14) - образ радости, переполняющей все существо человека (как "кости иссохшие, обветшавшие", напротив, образ гнетущей печали; Пс. 30:11; 31:3). Рука Господа щедро откроется для верных Его; по принципу излюбленных им антитез Исаия тут же говорит о том, что на врагов Своих Он разгневается.

Пророк постоянно напоминает о судах Божиих, которые на протяжении истории будут постигать нечестивых, и о том скорбном для них дне, который для верующих настанет как долгожданный день радостного явления славы Его. Но для нераскаянных грешников Господь… придет в тот день в огне и вихре (стих 15); все это, как и колесницы Его, - аллегории Его гнева, ярости.

Иносказание суда продолжается в стихе 16; в стихе 17 повторяется перечисление "атрибутов" язычества, отвратительных в глазах Господа. Идолопоклонники все погибнут, говорит Господь, ибо деяния… и мысли их известны Ему (стих 18). Далее говорится о том, что все народы и языки станут свидетелями славы Господней, которая будет немыслимо страшной для одних, тогда как других преисполнит радости и ликования.

Ис. 66:19-21. И положу на них знамение (стих 19). Речь тут об иудеях - о том спасенном "остатке" их, который пойдет с миссионерской проповедью во все концы мира. Возможно, в виденьи пророка миссионерская деятельность иудеев в веках, вплоть до времени мессианского Царства, сливается воедино. Но многое в этих стихах говорит о том, что Исаия "видел" и христианских благовестников, которые будут возвещать славу Господню и самым дальним народам, которые не слышали о Христе.

Перечисленные в стихе 19 географические названия, по-видимому, символизировали крайние пределы мира, известного пророку. Фарсис (в Испании) был, вероятно, крайней западной точкой того мира, Пул и Луд находились на крайнем юге, а Тубал и Яван - на крайнем севере. Возможно, Тубал, точнее, Фувал, был названием современного Закавказья. Яван соответствовал Греческому архипелагу. Дальние острова здесь подразумевают "самые дальние", неизвестные пророку территории.

Одни богословы полагают, что в стихе 20 речь идет о возвращении евреев в обетованную землю из всех народов, где они пребывают в рассеянии. Но другие склонны видеть в этом иносказании "принесение в дар Господу" язычников, которые станут "братьями" иудеям, верующим в Господа. Не происходило ли это особенно явно при начале Церкви Христовой! Дар… в чистом сосуде - возможно, образ того, что нечистые язычники станут чистой в глазах Господа жертвой (даром).

Продолжение этой мысли: некоторые из них даже будут служить Ему как священники и левиты. В Ветхом Завете только левиты удостоенные были привилегии служить Иегове. Не приводит ли на память сказанное в стихе 21 обещание Бога благословить в Израиле "все племена земные" ( Быт. 12:3)? Вспомните в этой связи и слова апостола Петра, обращенные к "представителям всех племен" (1-Пет. 2:9-10).

г. Заключительное обещание (66:22-24)

Ис. 66:22-24. В стихе 22 Господь (устами Исаии) заверяет иудеев, что они - в лице лучших своих представителей - останутся для Него народом, связанным с Ним особыми узами, и, следовательно, предметом Его особых забот. Это Его решение всегда будет сохранять свою силу, как всегда (в вечности) будут существовать новое небо и новая земля, которые Он создаст В завершение Книги Пророка Исаии вновь звучат тема поклонения народов Господу (стих 23), которая раскрывается пророком в терминах, ему привычных (это праздники новомесячия (из месяца в месяц… будут приходить), суббота, подразумеваемый тут ветхозаветный храм), и заключительное грозное предупреждение "отступившим от Господа".

Таковых ждет вечная мука (аллегория "червя неумирающего и огня неугасающего"; сравните Мар. 9:48). Иерусалим незримо присутствует и в стих 24: И будут выходить, и увидят трупы. Дело в том, что покидавшим Иерусалим через Южные ворота открывалась Енномова долина, место свалки, где постоянно тлели в огне нечистоты и падаль. В сознании евреев она ассоциировалась с местом вечных мучений. Напоминание о ней само по себе служило напоминанием о необходимости покаяния.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии

Новый Завет:

Ветхий Завет:

Читать Библию:

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки
на страницы сайта

Понравился сайт?