Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Исаии»43 глава

Толкование Книги Пророка Исаии 43 глава

4. ОБЕТОВАНИЕ "ВОССТАНОВЛЕНИЯ" НАРОДУ ИЗБРАННОМУ, НО НЕДОСТОЙНОМУ (43:1 - 44:5)

Эта глава начинается с утешения - в согласии с характерным для Исаии "чередованием": предыдущая глава завершается "темой ярости Господней". Напомним, однако, что тема утешения имеет преимущественное звучание во всей второй части книги Пророка Исаии. Здесь она сопряжена с темой "нового исхода", предстоявшего евреям, - на этот раз из вавилонского плена. В плане краткого обзора предыдущих глав напомним еще, что в 41:2-4,25 читаем о царе Кире, который послужит Господу орудием освобождения Его народа из чужеземных уз, а в 42:1-17 - о Том, Кто явится для духовного искупления евреев, которые в настоящее время духовно "слепы и глухи" (42:18-25).

а. Не бойся! (43:1-7)

Ис. 43:1-2. Итак, глава 43 начинается с ободряющего призыва к Иакову (он же - Израиль) не бояться, ибо на примере всей своей истории он мог убедиться в особом отношении к нему Всевышнего, Который "устроил" его ("образовал для Себя"; стих 21) и искупил. Слову "искупил" соответствует евр. слово, означающее "выкупать из рабства"; подразумевается в свете предстоявшего евреям "исхода" из Вавилона - их исход из Египта. "Называть по имени"; указание на особую близость Бога к человеку (к примеру, Быт. 17:5; Исх. 33:17; 3-Цар. 19:9) или в данном случае - к народу, к которому Он обращается по имени.

Воды и огонь (стих 2), через которые предстоит пройти, - это образы трудных времен, хотя в начале стиха напрашивается явная ассоциация с конкретным историческим событием: переходом евреев через Чермное море.

Ис. 43:3-4. Вторая фраза в стихе 3 содержит предсказание будущих событий, которые осуществились при персидском царе Камбизе (преемнике Кира): в последней трети 6-го века до Р. Х. он покорил, волей Божией, перечисленные страны, что богословами рассматривается именно как "награда" (выкуп) Персии за то, что она "отпустила" народ Божий в его землю. Напомним, что Ефиопия соответствовала современным южному Египту, всему Судану и северной части Эфиопии.

Савея - то же, что Сева (Быт. 10:7); о ее обитателях - савеянах говорится в Иоил. 3:8. Страна эта, возможно, находившаяся в южной части Аравии, многократно упоминается в Ветхом Завете; как полагают, именно она была переименована царем Камбизом в Мерое (в честь его сестры). Впрочем, относительно точного местонахождения этой территории единого мнения нет.

Названные в стихе 3 три страны (народа), может быть, представляют всех неизраильтян в противопоставлении их Израилю, чтобы подчеркнуть, насколько последний дорог в очах Божиих (стих 4). Видят и в стихе 4 стилистический прием, так называемый плеоназм (буквально означает "излишество"), при котором как бы излишне повторяются однозначные слова и образы - с целью особо выделить какую-то мысль (тут о любви Бога к Израилю).

Ис. 43:5-7. Я с тобою, повторяет Господь Своему народу устами его пророка. Не бойся! Он обещает ему возвратить его в его землю. В ближайшей к Исаии исторической перспективе это обещание исполнится в возвращении евреев из Вавилона. Но фраза соберу тебя… от востока… и от запада, возвращу "с севера и с юга" (стихи 5-6), несомненно, прозвучала и как пророчество о том, что произойдет во второе пришествие Христа и что касаться будет не только евреев, но всех "избранных" Божиих (Матф. 24:31), всех, кто "назовутся Его именем", кого Он сотворил… образовал… устроил… для славы Своей. (По-еврейски эти схожие по смыслу глаголы (стих 7) передают оттенки процесса "сотворения" из ничего того, что в конечном счете будет доведено до совершенства.)

б. Израиль будет свидетельствовать миру (43:8-13)

Ис. 43:8-10. стих 8 перекликается по мысли с 42:7,18-19, где речь тоже идет о духовных слепоте и глухоте избранного народа. Снова Иегова призывает на суд народы - не только язычников, но и иудеев (сравните 41:1,21-26): сумеют ли они сослаться на кого-то из своей среды, кто, помимо воли Его, в состоянии был бы объяснить происходившее от начала (времен; сравните с "от начала дней" в стихе 13) и возвестить о том, что произойдет в будущем, кто мог бы сделать это правильно (засвидетельствовать о том, что предсказанное "оправдалось").

Предсказал это во второй фразе стих 9, по мнению некоторых богословов, относится к явлению Отрока Господня, Который, наряду с израильтянами, станет свидетелем Иеговы (стих 10) в том, что он есть единственный истинный Бог, и не было другого прежде Него, и после Него не будет. Ясно, что в стихе 10 Господь обращается к евреям, которые на основании всего происходившего в их истории, всего своего духовного опыта действительно могли свидетельствовать об этом.

Ис. 43:11-13. Атрибуты всеведенья и всемогущества присущи только Иегове, единственному спасающему Богу. Только Он предрекает и возвещает грядущее, в частности, бедствия и испытания, которые постигнут народы, и лишь Он от них спасает. От Его же руки… никто не спасет, сделанное Им никто "отменить" не может (стих 13). Мысль о вечности и неизменности Его Божественных атрибутов в первой фразе стиха 13 близко перекликается со сказанным в 41:4.

в. Израилю обещано освобождение из неволи (43:14-28)

Ис. 43:14-15. Последняя фраза в стихе 14 неодинаково звучит на разных языках. Там, где в русском тексте слово запоры, в других переводах стоит "их знатные" или "беженцы". Подразумеваются вавилоняне (халдеи - в сущности то же, что вавилоняне, но здесь речь может идти о жителях прибрежной Вавилонии, гордившихся своими кораблями). Так или иначе, главная мысль в этих стихах та, что победители будут "сокрушены" Господом и превратятся в побежденных. И сделано это будет ради иудеев. В истории это осуществилось в "сокрушении" Вавилона мидийской и персидской армиями под водительством царя Кира.

Ис. 43:16-21. В стихах 16-18 Господь, устами Исаии, напоминает евреям, как Он чудесным образом вывел их из Египта. Но сердца их неблагодарны, и память коротка (стих 18). Неужели они не оценят и того, что сделает он для них на этот раз? (стих 19) в стихах 196-20 - провозвестие безопасного возвращения иудеев из вавилонского плена. На долгом пути их домой Господь позаботится о них. Все это выражено в иносказательной форме. И за всем стоит образ третьего и самого славного возвращения народа, который Бог образовал для Себя, в землю его; последний этот "исход" произойдет во второе пришествие Христа (сравните со стихами 5-6).

Ис. 43:22-25. Освобождение иудеев из вавилонского плена совершится по милости Божией, Иаков будет возвращен в землю свою, несмотря на то, что не взывал к Богу и не трудился для Него, не чтил Его жертвоприношениями ("трость" в стихе 24 означает "сахарный тростник"). Но, напротив, отягощал Господа грехами своими и беззакониями. Что касается сказанного о молитвах и "трудах" для Иеговы и жертвоприношениях Ему, то место это понимается двояко. Первое. В плену, как известно, вне храма, евреи не могли приносить жертвы Господу (Он и не заставлял (стих 23) их делать это). Возможно, на чужбине охладел и их молитвенный пыл. Но грешили они и там, надо думать, не меньше чем в своей земле. Второе. Речь тут идет о практике священного служения евреев на протяжении их истории. Известно, что на жертвы они не скупились.

Но, как неоднократно корил их Господь, жертвоприношения не совершались ими от сердца, и были настолько формальными неискренними, что в глазах Господа являлись грехом и "мерзостью" (Ис. 1:13). Так что о "несовершении" их Иегова говорит здесь, по мнению некоторых богословов, в переносном смысле. Так или иначе, преступления их Господь "изгладит" и грехов не помянет из Своей особой любви к ним (ради Себя Самого).

Ис. 43:26-28. Действие Божиего прощения по отношению к избранному Им народу не иссякает на протяжении истории, и последним его "аккордом" явится принятие "остатка" в Тысячелетнее царство. Однако и "суды" Его (как фактор воспитующий и преобразующий) сменяют по ходу столетий друг друга.

В стихе 26 - излюбленный Исаией образ объективного "судебного разбирательства" между Богом и Его грешным народом (к примеру, 42:16 и далее), которому, конечно же, оправдаться не удастся.

Праотец в стихе 27 - образ собирательный. Подразумеваются все патриархи, возможно, начиная от Адама, которые (даже Авраам и Моисей) безгрешными, как известно из ветхозаветной истории, не были. Под "ходатаями", очевидно, понимаются священники и пророки, которые тоже отнюдь не всегда были людьми достойными.

Стих 28 правильнее читать в будущем времени. Это пророчество Исаии. Все перечисленное в нем в ближайшей исторической перспективе относилось к вавилонскому пленению, но затем выражало в иносказательной форме все те бедствия, которые будут постигать израильский народ (лаконично передано в двух словах: заклятие, или уничтожение, и поругание) на протяжении безрадостной его истории.

г. Снова призыв "не бояться" (44:1-5)

Ис. 44:1-2. Обращают на себя внимание "слова утешения" в начале этой главы, звучащие контрастом к окончанию предыдущей (сравните с таким же "соотношением" угрозы - утешения в окончании главы 42 - начале главы 43). Повторяется призыв к Иакову "не бояться" (сравните 43:1), ибо он избран Богом, создавшим его и помогающим ему.

Ис. 44:3-5. Виды… и потоки, изливаемые Господом на жаждущее и… иссохшее (стих 3), могут пониматься и буквально (орошение и "оживление" безжизненных пустынных мест) и как метафора Божией благодати (характерная для Исаии; сравните, к примеру, с 35:6); в последнем случае логическим продолжением фразы служит обещание излить Святой Дух на израильский народ и его потомков (сравните с 32:15). Это произойдет, когда евреи с верою возвратятся - во второе пришествие Мессии для установления Тысячелетнего царства - в землю свою (Иоил. 2:25-29).

Акцент на избранности еврейского народа можно ощутить в стихе 4. По-разному понимается стих 5. Наступит время, читают в нем одни, когда называться именем Иакова и Израиля будут люди действительно угодные Богу, которые по праву станут говорить о себе: "я Господень". Другие полагают, что речь здесь идет о прозелитах, которые будут гордиться тем, что приняли Господа, Бога Иаковлева, и стали как бы частью Его народа.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта