Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Исаии»47 глава

Толкование Книги Пророка Исаии 47 глава

Ис. 47:1-3. В главе 47 описывается завоевание Вавилона царем Киром в 539 г. до Р. X. И в то же время искать здесь конкретного исторического правдоподобия не следует, ибо падение исторического Вавилона - могучей державы языческого мира, которое провидит Исаия, скорее символизирует для него конечную судьбу всего этого мира чем отдельной, пусть и великой империи. Несомненным подтверждением этому служат именно исторические свидетельства о Кире и его политике в завоеванных странах, которая отнюдь не была сопряжена с насилием и жестокостью. Итак, перед нами пророческое писание не столько конкретного, сколько отвлеченно-прообразовательного плана.

Страны и народы нередко представлены на страницах Священного Писания в образе жены, девицы, дочери (к примеру, "дщерь Сиона" в Ис. 1:8).

Сидение на земле "во прахе" (в пыли) всегда есть символ скорби и униженного состояния (Иов. 2:8). Соответствующий обычай долго сохранялся на Востоке.

"Нежная" в стихе 1 есть производное от "неги": нега и роскошь отличали жизнь состоятельных халдеев.

На жерновах мололи зерно рабыни: лишившаяся престола "царица" превращается в рабыню, повседневный труд которой крайне тяжел. Все, о чем говорится далее в стихах 2-3, есть символ крайнего унижения, ожидающего гордую "госпожу царств", которую не будут более называть так.

Ис. 47:4. Здесь эмоциональный, как бы благодарственный, возглас Исаии: всесильный Господь… Святый Израилев совершит отмщение за Свой народ злому врагу его - Вавилону.

Ис. 47:5-6. Участью халдеев станет темнота (стих 5) - символ несчастий и безвестности. И произойдет это потому, что они "злоупотребят" своей исторической миссией - покарать народ Божий (все социальные и политические бедствия Израиля рассматриваются в Священном Писании как кара свыше - за отступление его от Бога, избравшего его). Злоупотребление властью над Израилем, данной им Богом, выразилось в крайне неуважительном и жестоком обращении вавилонян с жителями его (Иер. 51:34; Пс. 136:8-9; Плач. 4:16; 5:12).

Ис. 47:7-10. В стихе 7 - о гордости и тщеславии Вавилона, которые ослепили его, лишили способности "помыслить о завтрашнем дне". Источником этих и других духовных пороков, глубоко поразивших вавилонское общество (что, кстати, побудило и автора Апокалипсиса прибегнуть к образу "вавилонской блудницы"; Откр. 17-18), явились не только военная сила и безмерное богатство, но и то, что халдеи чрезмерно полагались на силу своих чародейств (об этом ниже).

Обращаясь к гордой, изнеженной и беспечной "царице", Исаия возвещает ей горькую участь "вдовы", которая "в одночасье" лишится и детей своих (стихи 8-9). Это типичное для древнееврейских писаний иносказание бедствий, безысходного отчаяния. В этой связи опять-таки возникает упомянутое выше историческое "несоответствие", ибо Кир ни в одной стране, включая Вавилон, не проливал крови из любви к кровопролитию, и издевательства над мирным населением в захваченных им странах отнюдь "не практиковались".

И снова можно сказать, что участь реального Вавилона Исаия описывал в метафорическом ключе, на основании близкого знакомства с тем "стилем" завоеваний, который преобладал в его дни. Действительной истории в этом его пророчестве соответствует лишь самый факт завоевания Вавилона персидским царем Киром.

Кстати, "несоответствие" в этом смысле пророчества тому, что произошло в действительности, является одним из сильных аргументов в защиту одного автора книги. "Второисайя", живший, как полагают, в послепленное время (об этом во Вступлении к комментариям) едва ли писал бы так о завоевании Вавилона своим современником Киром.

В начале стиха 10 - характерный библейский оборот, выражающий упование "злодеев" на свою безнаказанность. В каком смысле мудрость… и знание… сбили вавилонян с пути? Помимо многого иного, халдеи гордились и развитием у себя наук, преимущественно естественных, в частности, астрономии. Последняя, однако, более сводилась у них к астрологии, и тут ученых и мудрецов подстерегали опасные ловушки и паутина суеверий, в которых нельзя было не запутаться.

Ис. 47:11-15. В стихе 9 упоминается о "множестве чародейств"; мысль о них читается "между строк" в стихе 11 и развивается в стихах 12-13. Здесь следует сказать, что в древнем Вавилоне широко практиковались черная магия и разного рода заклинания (предметы "колдовского назначения", в частности, во множестве обнаружены при раскопках). Итак, жители Вавилона были уверены, что их "мудрецы" вовремя "предугадают" готовящееся на страну нападение и с помощью духовных сил, с которыми умели вступать в контакт, сумеют "упредить" и грозящую ей опасность.

Однако, несмотря на все свои "чародейства", подразумевает Исаия, халдеи не узнают, откуда придет на них пагуба, и предотвратить ее не сумеют (стих 11). Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих и с утомившими тебя советами тех, которые гадают по звездам и луне: может, они и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе… может быть, пособишь себе… устоишь, иронизирует Исаия в стихах 12-13. И сразу вслед за тем "лишает халдеев надежды": колдуны их и чародеи (символы язычества!) сгорят, как солома, спаленные огнем Божиего гнева, - и не останется от них и уголька (в значении хоть какой-нибудь пользы), чтобы погреться (стих 14).

Не менее бесполезными чем чародеи окажутся для вавилонян и все те, с кем они вели дела, торговали (очевидно, подразумевались все те страны и народы, с которыми Ассиро-Вавилония была связана особо тесными узами: никто из них не спасет "дочь Вавилона" от участи, уготованной ей Иеговой).


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта