Толкование Книги Пророка Исаии 37 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Исаии
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
б. Исаия отвечает от имени Господа (37:5-7)
Ис. 37:5-7. Кратко, но успокоительно прозвучал ответ Исаии, устами которого говорил Господь: ни дерзких слов, произнесенных слугами царя Ассирийского, ни дел самого этого царя иудеям бояться не следует. Ибо по воле Господа произойдет нечто (Сеннахирим услышит весть), что заставит грозного царя ассирийцев возвратиться в землю свою, где встретит он свой конец (об осуществлении этого пророчества читаем в стихах 36-38).
е. Ассур терпит поражение от Бога (37:8-38)
Ис. 37:8-13. Между тем, Сеииахирим ушел из Лахиса в Ливиу, находившуюся километров на семь севернее. Туда и отправился с "докладом" к нему Рабсак. В Ливне, видимо, узнал Сеннахирим (стих 9) о том, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский. По-еврейски: "царь страны Куш" (подразумевалась территория, включавшая в себя южную часть Египта, отчего Тиргак именовался порой "царем Египетским", Судан и северную часть современной Эфиопии). Тиргак и Езекия были союзниками. Потому и послал Сеннахирим послов к Езекии с повторным предупреждением, чтобы тот не полагался на Бога своего (стих 10).
Заклятие в стихе 11 имеет значение полного уничтожения. Гозан (стих 12) - город на р. Габор, покоренный ассирийцами за сто лет до того. Харан - город в северо-западной Месопотамии, в котором некогда жил Авраам, в то время был ассирийской крепостью. Рецеф - один из сирийских городов, тоже захваченный на 100 лет ранее ассирийцами. Полагают, что Еден был маленьким государством в северной Месопотамии, и что Фалассар был одним из городов Едена. Относительно Емафа, Арпада и Сепарваима в толковании на 36:19. Местонахождение Ены и Иввы не установлено; предположительно они находились на территории Вавилонии.
Ис. 37:14-20. Прочитав письмо, доставленное ему послами, Езекия… пошел в дом Господень, и там развернул его… пред лицем Господним. Следует (стихи 15-20) молитва иудейского царя, на этот раз исполненная искренней веры и горячего упования. Сидящий на херувимах (стих 16) означало, что Иегова, невидимый, пребывает в храме - над крышкой ковчега завета, украшенной изображениями херувимов (1-Цар. 4:4; 2-Пар. 6:2; 1-Пар. 13:6).
Хотя и устрашенный угрозами ассирийцев, царь Езекия сознает, что цари Ассирийские потому опустошили все страны и земли (стих 18), что те не имели Защитника в лице Иеговы, ибо их боги были всего лишь "изделием рук человеческих" (стих 19). Между тем, Господь, Бог всех царств земли (стих 16), включая Ассирию, в силах спасти народ Свой от руки Сеинахирима - да узнают все племена и народы (стих 20), что только Он - Бог евреев - является единственным и истинным Богом.
Ис. 37:21-35. От Исаии царь узнает, что на молитву его отвечено: царя ассирийского ждут позор (стих 22) и поражение. По своему содержанию сообщение Исаии может быть поделено на три части. Первое: ассирийцы снимут осаду Иерусалима и уйдут (стихи 21-29). "Девствующей дочерью Сиона" Иерусалим мог быть назван в том смысле, что ни разу еще не владели им враги. Сеннахирим, посмевший поносить Бога Израилева, будет наказан и за свое богохульство.
Ливан (стих 24), подразумевающий и страну и высочайшую гору с одноименным названием, возможно, служит здесь иносказанием (как и картина опустошения его ассирийцами), хотя и буквальное прочтение стиха не исключается. Если же понимать стих 24 как иносказание, то речь в нем идет о покорении Сеннахиримом многих городов и стран Палестины, об уничтожении ассирийцами лучших и наиболее знатных их граждан (уподобляемых "рослым кедрам" и "отличным кипарисам").
В стихе 25 речь о выкапывании колодцев в чужих землях; пить воду из них было символом покорения этих земель.
Сеннахирим в гордыне и дерзости своей возомнил, что завоевывал города и страны потому, что армады его непобедимы (благодаря "множеству колесниц своих"; стих 24). В стихах 26-28 Господь отвечает ему устами Исаии, что все это было издавна предопределено Им, и он, Сеннахирим, лишь выполняет Его предначертания. И каждый шаг его известен Иегове, как известны Ему и дерзкие высказывания ассирийца в Его адрес (стих 28).
Пришло время наказать царя Ассирии за надменность. Он возвратится в свою страну с позором. Это передано метафорой во второй части стих 29. Известны древние барельефы, на которых изображены гонимые ассирийцами пленные: они скованы цепью, пропущенной через кольца в их ноздрях. Так же вот "стреножен" будет теперь и всесильный царь ассирийский.
Второе. Бог заверил Езекию, что сохранится в доме Иудином остаток, и жизнь в нем "войдет в норму". объяснение к стихам 30-32 в комментариях на 4-Цар. 19:29-31.
В третьей своей части (стихи 33-35) пророчество содержит обещание, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и не причинит ему вреда. Ибо Сам Господь будет охранять город сей.
Ис. 37:36-38. Глава завершается кратким сообщением о внезапной и таинственной гибели множества ассирийских воинов и последовавшим за этим снятием осады Иерусалима. Так исполнилось предсказанное Исаией неоднократно: 30:27
33; 31:8-9; 33:1,18-19. Заметим, что цифра, приводимая в стихе 36, может быть прочитана и как 5180 - однако и в этом случае "поражение" ассирийцев свыше было чудовищным. Высказывались разные предположения о причине их гибели, в частности, что лагерь их "скосила" эпидемия чумы. Сам Сеннахирим был, однако, убит дома (во исполнение пророчества Исаии; 37:3) 20 лет спустя - в 681 г. до Р. Х. Убийцами его стали собственные сыновья его.