Толкование Книги Пророка Исаии 40 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Исаии
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
д. Восстановление - от Бога (главы 40-66)
Если первая часть книги (главы 1-39) "насыщена" предвестиями суда, то лейтмотивом этой части является "восстановление" и избавление Богом Его народа. Весь этот раздел может быть поделен на три "подраздела" - по 9 глав в каждом (главы 40-48; 49-57; 58-66). Первый завершается фразой "Нечестивым же нет мира, говорит Господь" (48:22), а второй (57:21) - фразой, звучащей почти идентично ей. Пророчества об "избавлении" сосредоточены вокруг трех событий - одного "ближнего" и двух "дальних" (два последних мы называем "событиями" условно).
1) Избавление евреев из вавилонского плена (уже предсказанное Исаией прежде; 39:7). Это ведущая тема глав 40-48, "избавителем" явится Кир (упоминаемый примерно в середине подраздела; 44:28 - 45:1). 2) Отвержение страдющего Раба и Его торжество (52:13 - 53:12). 3) Завершение Богом дела восстановления Израиля и мира. В центре третьего подраздела (главы 58-66) - пришествие Мессии (главы 61-63).
В дни, когда Исаия писал эти пророчества о восстановлении Иудеи, перед ней лежали еще 100 нелегких лет, после которых последует ее вавилонское пленение и 70 лет пребывания в плену. В предвидении этих событий пророк и писал - чтобы вселить в иудеев мужество и терпение и побудить их жить праведно в настоящее время несмотря на предстоящее испытание.
А. Избавление Божиего народа (главы 40-48)
1. О БОЖИЕМ ВЕЛИЧИИ (глава 40)
В этих главах пророк напоминал народу о грядущем избавлении по причине как величия и всемогущества Господа, так и особых взаимоотношений с Ним иудеев. Господь, Который безгранично велик (глава 40), защищает Израиль, а не языческие народы (глава 41). Он, несмотря на недостоинство Израиля (глава 42), обещал вновь собрать его в его земле (43:1 - 44:5).
Будучи сильнее Вавилона, Он, единственный истинный Бог, поразит Вавилон, который падет (главы 46-47). На основании всего вышесказанного Исаия призывал Израиль жить праведно, в согласии с Божиим законом и, когда настанет час, выйти из Вавилона (глава 48). Пророк обращается к иудеям как к живущим теперь в Вавилоне (43:14; 47:1; 48:20), а Иерусалим он видит как уже лежащий в развалинах (44:26).
а. Слова утешения: избавление грядет (40:1-11)
Ис. 40:1-2. Показательно дважды повторенное Утешайте в начале главы 40, которое определяет преимущественно утешительный, ободряющий характер всего раздела. Народу, с которым Иегову связывают узы завета, Он говорит (через Своего пророка), что время тяжелых испытаний его (русское "борьба" как бы подразумевает тягости и скорби военного времени) подходит к концу. (Говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный прием пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чем он пророчествовал.)
Ибо Иерусалим за все грехи свои… принял вдвое… от руки Господней. Как записано было в Моисеевом завете, Бог станет благословлять народ Свой за послушание слову Его, а за неповиновение ему будет вновь и вновь наказывать его и в конце-концов изгонит Израиля из земли, данной ему (Втор. 28:15-68; особенно стихи 49-52,64). Наказание (проклятие) грядущего времени видится Исаии почти завершенным, перед Израилем - новая возможность "начать сначала". Слова "принял вдвое" надо понимать не в том смысле, что Израиль был наказан более чем того заслужил, а лишь в смысле полноты полученного им наказания (сравните с Ис. 61:7).
Ис. 40:3-5. Глас вопиющего в пустыне, призывающий народ приготовить путь Господу, может быть голосом самого Исаии (во всяком случае это не тот же "голос", что в стихе 6). Каждый из четырех евангелистов "прилагает" этот стих (40:3) к Иоанну Крестителю (Матф. 3:1-4; Мар. 1:1-4; Лук. 1:76-78; Иоан. 1:23). Иоанн проповедывал в дикой пустыне Иорданской, близ Мертвого моря; призывая иудеев к покаянию, он предуготовлял путь Господу Иисусу Христу.
Полагают, что сам Исаия произносил эти слова с несколько иным смысловым акцентом, а именно: "в пустыне приготовьте путь Господу" (точнее, "в пустыне очищайте путь Иеговы"), уподобляя дикой пустыне духовное и нравственное состояние своих современников и подразумевая, что перед лицом пришествия Господня каждый иудей должен подготовиться, очиститься духовно.
Некоторые богословы склонны читать эти слова и в том расширительном смысле, что приходу Христа и распространению учения Его на земле должны были предшествовать такие события социально-политического, религиозного и интеллектуально-нравственного характера, которые постепенно "готовили" бы путь явлению славы Господней и света Христова в степи, или "в пустыне", дохристианского мира.
На древнем Востоке существовал обычай "расчищать и уравнивать" дорогу (путь) перед шествующим тем или иным маршрутом царем (для чего впереди шли по этому маршруту толпы рабов); в известном смысле обычай этот имеет эквивалент в современной жизни, когда перед уважаемой персоной или почетным гостем расстилают ковровую дорожку. В свете этого и надо понимать иносказание в первых двух фразах стиха 4: Всякий дол да наполнится (да выравнено будет всякое углубление, ухаб), и всякая гора и холм да понизятся (чтобы не препятствовать продвижению важной персоны).
Но опять-таки следует подчеркнуть второй (и главный!) смысл всемерного "выпрямления кривизн" перед Господом - выпрямления их в сердцах человеческих, чтобы Господь мог действовать в них. Эта мысль, или этическое положение, провозглашалась прежде всего применительно к израильскому народу, всеми пророками.
В стихе 5 могли подразумеваться три исторические перспективы: ближайшая, когда слава Господня явит себя в освобождении евреев из вавилонского плена, и слух об этом дойдет до всех народов Востока (узрит всякая плоть спасение Божие); отстоящая от нее во времени: явление на землю Господа во плоти человеческой и, наконец, второе пришествие Христа, когда Он, в славе Своей, "видимой всякой плотн", станет управлять Своим Тысячелетним царством. Интервалы между указанными "перспективами" были от пророка сокрыты. И если через 700 лет после Исаии ученики Христа узрят славу Господню (Иоан. 1:14), то всему человечеству это предстоит лишь во второе Его пришествие. Однако все это произойдет непременно, ибо уста Господни изрекли это.
Ис. 40:6-8. Голос в стихе 6, вероятно, принадлежит Богу. Это Он приказывает Исаии "возвестить" о принципиальной разнице между смертными людьми и вечным Богом, слово Которого непреложно. Последнее должно было послужить к утешению пребывавших в плену иудеев.
Ис. 40:9-11. Возможно, в стихе 9 содержится продолжение ответа свыше на вопрос пророка в стихе 6 "что мне возвещать?" Дело в том, что слова Сион и Иерусалим (стих 9) не во всех текстах стоят в именительном падеже, но во многих они поставлены в дательном: благовествующий Сиону… Иерусалиму. То есть это обращение к Исаии, повеление благовествовать, данное ему.
Назначение этого "благовествования" видят в поддержке и утешении тех, кто долгие десятилетия спустя, пережив изгнание, будут возвращаться из него. "Всходить на высокую гору" с тем, чтобы оттуда обращаться к толпам слушателей, было в обычае у древних ораторов Востока (Суд. 9:7; сравните с Матф. 5:1). В стихах 10-11 благовествующий Исаия подчеркивает два аспекта личности Иеговы (это характерно для второй половины его книги в целом): Он всемогущий Бог-победитель, справедливо воздающий за добро и зло (к этому, первому, "аспекту" пророк привлекает внимание читателя на протяжении всей книги; к примеру, 51:5,9; 52:10; 59:1; 62:8; 63:12); и Он же - "Пастырь добрый", пекущийся о стаде Своем (сравните с Пс. 22; Мих. 5:4; Иоан. 10:11,14; 1-Пет. 2:25).
б. Вновь слова утешения (40:12-31)
1)Ни с чем не сопоставимо веденье Божие.
Ис. 40:12-17. В осознании этого - источник утешения иудеев, ибо всеведенье Его предполагает и премудрость и величие, и силу Иеговы. Мысль об этом как о некоей объективной данности развивается Исаией - на языке красочных библейских метафор и иносказаний - в стихах 12-17 и далее; в стихах 18-26 он продолжает развивать ее по принципу противопоставления всемогущества Господа бессилию языческих богов.
Творец настолько неизмеримо велик, по сравнению с творением, что и горы и холмы, какими бы впечатляюще высокими и могущественными ни представлялись они людям, Он мог бы взвесить на весах. А все воды этого мира - исчерпать горстию своею (стих 12). Не существует у Бога наставника или учителя мудрости и праведности. Ибо Он Сам - мудрость и праведность. От мира природы пророк переключается для иллюстрации своей мысли на мир человеческого сообщества.
И каждый из народов, даже и самых могучих (вспомним Ассирию!), перед лицом Бога, что капли в ведре воды, и "вес" их на весах Божиих, что вес пылинки. Напомним, что острова на библейском языке - синоним "народов": жителям приморской страны - Палестины все, кто жили за ее пределами, представлялись жителями "островов" (сравните Быт. 10:5; Ис. 41:1). В стихе 16 мысль о величии Бога выражена в недостаточности для Него жертвоприношений - даже и таких, для которых были бы употреблены все кедры Ливана и все животные, обитающие в его лесах.
Бели все сказанное попытаться вкратце выразить в философских категориях, то прозвучит это примерно так: таинство бытия Божия - безгранично и бездонно; любая величина (небеса, горы, большие и малые народы земли) доступна постижению; другими словами, трудность их постижения ничтожно мала, по сравнению с этим таинством.
2)Боги языческие не сопоставимы с Господом Богом.
Ис. 40:18-20. Ироническое противопоставление идолов истинному Богу. В стихах, предшествующих этим, пророк воспел безмерные величие и могущество Иеговы. Не смехотворно ли выглядят перед Ним, Творцом всего сущего, божки, "сотворенные" людьми из металла или дерева!
3)Бог царит над всем (40:21-26).
Ис. 40:21-22. Следуют горькие укоры в адрес иудеев, которым, в отличие от язычников, было от начала (в значении "начала начал" их истории как народа) открыто и неоднократно говорено о единственном истинном Боге, они же и по сей день грешат идолопоклонством! Последняя фраза в стихе 21 может соответствовать мысли апостола Павла в Рим. 1:20. Земля и Бог, царящий над нею, описаны у Исаии в согласии с представлениями того времени (сравните Иов. 22:14; Пс. 103:2).
Ис. 40:23-24. Люди в духовной немощи своей, вместо того, чтобы поклоняться Иегове, поклоняются не только идолам, но и подобным себе людям, наделенным властью. Между тем, и эти последние - бессильны и ничтожны перед Ним. От одного дыхания Его они "высыхают", и вихрь уносит их, как солому (стих 24). Исследователи Библии улавливают здесь намек на "всесильного" современника Исаии - Сеинахирима, конец которого действительно оказался бесславным и жалким.
Ис. 40:25-26. Решительно некому уподобить Иегову (одно из имен Которого - Святый). Стих 26 по мысли продолжает стих 22. Величественная картина неба и мириадов звезд на нем не может (как: бы говорит пророк) не вызывать у иудеев благоговейного отношения к тому, кто сотворил его; они не могут не осознать как собственную бесконечную малость перед Ним, так и тех (идолов, "князей"), кому они поклоняются.
Ис. 40:27-31. Если Господь и каждую из бессчетных звезд, сотворенных Им, называет по имени (свидетельство "личного знакомства" Его с каждой их них! сравните с Пс. 146:4), то не безумие ли думать, будто дела и обстоятельства (путь)народа Его "сокрыты" от Него, Ему не известны, что Он "забыл" об Израиле и Иакове! Мотив утешения звучит в этих стихах с особенной поэтической силой. Мелодия, "перебиваемая" звучанием укора (Разве ты не знаешь? разве ты не слышал? …; стих 28) лишь подчеркивает "тему утешения".
Евреям, по причине их духовной незрелости, свойственно было мерить Господа теми же мерками, что и себя и своих идолов, которым, в их представлении, присущи были все человеческие слабости. Но Богу, с Его безграничным и непостижимым для человека разумом, они не присущи! - восклицает Исаия. Он не только не утомляется и не изнемогает (иудеи могли бы понять это на опыте своей истории, отмеченной многими чудесными "вхождениями" в нее Господа!), но дает силу и крепость уставшим и изнемогшим людям.
В стихе 31, в подтверждение предыдущих мыслей, истощению физической силы даже у юношей противопоставляется вечное обновление в силе тех, кто надеются на Господа.