Псалом 8 - слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Новый ЗаветПсалтырь
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 8
Толкование Псалма 8
Псалом является хвалебной песнью Давида, прославляющей величие Господа на земле, в небесах и превыше их (во всем сотворенном Им космосе). В нем выражается радостное удивление тому, что Творец так высоко поставил человека, как бы сделать его Своим "представителем" на земле (при этом о падении человека на заре творения и катастрофических последствиях этого не упоминается).
Пс. 8:1. Это обычная надпись-указание.
А. О величии Господа (8:2)
Пс. 8:2. Обращает на себя внимание, что псалом начинается и заканчивается одним и тем же восклицанием-прославлением имени Господнего: Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! (8:2 сравните с 8:10). (Напомним, что в библейском понятии "имени" олицетворялась личность с присущими ей особенностями; здесь, таким образом, речь о величии Божией природы, Его характера.)
Пс. 8:3. Давид хочет сказать, что "младенцы" (не подвергшиеся еще растлению грехом) инстинктивно чувствуют величие Божие, разлитое во вселенной, и "воздают Творцу хвалу". Относительно "грудных детей" здесь - гипербола, но о непосредственной и, следовательно, искренней реакции детей на Христа мы читаем у евангелиста Матфея. Иисус у него ссылается как раз на это место из Пс. 8 (Матф. 21:15-16).
Под "младенцами" можно, кстати, понимать и неиспорченных, чистых душою, взрослых, которые, подобно детям, доверчиво вручают себя Богу. Все таковые веруют беззаветно, и перед их верой вынуждены умолкнуть "враг и мститель". Так или иначе, мысль здесь та же, что выражена апостолом Павлом в 1-Кор. 1:27 "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное" (где под "мудрыми" и "сильными" подразумеваются те, кто считают себя таковыми, будучи одержимы гордыней).
Б. О творении рук Божиих (8:4-9)
Следует тема чудного творения Его, владыкой над которым Бог поставил человека.
Пс. 8:4-7. В благоговении созерцает псалмопевец небеса… луну и звезды на них, и благоговение это усиливается при мысли, что все это Творец положил под ноги человека. Благоговение, но и изумление переполняет Давида: Что такое человек, что Ты… увенчал его такими славою и честью? - вопрошает он. Ведь он смертен и слаб, но Ты… посещаешь его, поставил его почти вровень с ангелами!
Автор Послания к Евреям цитирует этот псалом (Евр. 2:6-8), говоря о высоком и таинственном предназначении человека. Предназначение, которое исполнится в Иисусе Христе, Сыне Человеческом, последнем Адаме (1-Кор. 15:45,47).
Пс. 8:8-9. В этих стихах Давид размышляет о "царственном статусе" человека, которому подчинена вся живая (и, добавим, неживая) природа. Сравните стихи 8-9 с повелением, которое Бог дал, по сотворении их, Адаму и Еве (Быт. 1:28): "и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле".
По причине грехопадения первых людей владычество это - в той мере, в той благостной, заботливой, форме, какие мыслил Бог, - так и не осуществилось. Приняв образ змея, т. е. "твари", которая тоже должна была быть в подчинении у человека, злой дух толкнул его на мятеж против Бога.
В. Завершающее славословие (8:10)
Пс. 8:10. Как уже говорилось, оно идентично славословию, с которого псалом начинается.