Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Псалтырь»Псалом 103

Псалом 103 - слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Новый Завет

Псалтырь

Псалом 103

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 103

Толкование Псалма 103

И тем же призывом, исполненным любви к Всевышнему, начинается этот псалом. Некоторые богословы рассматривают псалмы 102 и 103 - на основании единства их содержания и сходства поэтических приемов - как дополняющие друг друга. И хотя имя Давида как автора Псалма 103 в еврейском оригинале не имеется, в Септуагинте, авторами греческого перевода Псалтири, оно поставлено. Пс. 103 - это трогательная и вместе возвышенная хвала Богу Творцу и Вседержителю.

Тогда как Пс. 102 славит Господа за милостивые явления силы Его в человеческой истории и за Его сострадание к людям, в Пс. 103 внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и "устроение" земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, день и ночь - все во власти Господа, и все живет и обновляется действием Духа Его. Творение - совершенно, но грешники нарушают гармонию его, отсюда заключительная молитва автора псалма, чтобы Бог искоренил "беззаконных" с лица земли (стих 35).

А. Славословие Господу Творцу (103:1-23)

Пс. 103:1-4. Благослови, душа моя, Господа, ибо Он дивно велик, начинает псалмопевец. И далее на языке удивительно поэтических образов следует описание этого величия. Светом, который образовал в первый день творения, Господь как бы "одет", он - часть Его непостижимого существа. Образ небес, распростертых над землей, подобно шатру, явно перекликается с тем, как описано создание неба в книге Бытия (Быт. 1:6-8), и точно соответствует сказанному в Ис. 40:22. Жилище Самого Бога в непостижимой высоте названо "горними чертогами" (стих 3) по ассоциации с "верхней горницей" (на плоской крыше), которая была лучшей комнатой в древнееврейском доме.

Псалмопевцу привычен образ Бога, "шествующего на облаках", и он называет их колесницею Его. В стихе 3 и 4 природные стихии - такие, как ветер и огонь, представлены, наравне с ангелами, исполнительными служителями Божиими. По некоторым переводам стих 4 звучит как: Он творит посланниками (в значении "ангелами", "служителями") Своими ветры (русское духов).

Пс. 103:5-9. Вкратце излагается история образования земли. В поэтическом видении псалмопевца земля была поставлена Богом на твердых основах, и покрыта, как одеянием, водами бездны, так что и вершины гор не были видны из-под воды (стих 6). От прещения Божиего (т. е. "по Божиему грозному гласу", по повелению Его) началось "упорядочение" хаотических водных стихий: воды стали собираться в океаны и реки, которые потекли в долины - согласно "месту своего назначения"; пределы и границы были Богом положены и им и морям (стих 9).

Пс. 103:10-18. Между гор и в долинах Господь сотворил источники, украшающие их и дающие жизнь всякой твари, потому что вода не только утоляет жажду… зверей и птиц, но и "питает" траву для скота, и зелень для человека (стихи 10-12,14). Следует описание разнообразных форм жизни, каждая из которых свидетельствует о все предусмотревшей мудрости Творца и Его неустанном попечительстве о творении.

Пс. 103:19-23. Многогранна и кипуча земная жизнь, направляемая Создателем. Он сотворил луну и солнце для определения времени (и солнце знает свой запад, т. е. время своего захода; стих 19). А всему живому Он дал знание времени своей активности: ночной ли (зверью) или дневной (человеку).

Б. Хвала премудрому правлению Божиему (103:24-32)

Пс. 103:24-30. Она звучит в стихе 24, служа своеобразным подведением итога всему сказанному перед этим и одновременно - вступлением к последующим стихам.

Жизнью наполнено море: нет числа животным малым и большим, живущим и резвящимся в нем, и среди них левиафан (крокодил), который представлялся древним одной из самых страшных и сильных тварей, живущих в водной стихии (главы 40-41 книги Иова и комментарии на них). Нои "свидетели" человеческого разума - корабли, построенные людьми, плавают в море.

Пищу для обитателей моря предусмотрел Господь, и от Него они принимают ее (стихи 27-28). Глубокая мысль содержится в стихах 29-30: это мысль о Боге Вседержителе, т. е. о постоянном присутствии Его в мироздании, о вечной Его активности в нем, ибо всякое создание, у которого Он отнимает дух (дыхание), превращается в прах (в персть свою возвращаются), и всякое, которому Он "посылает дух Свой", обретает жизнь. Именно так все и созидается, и постоянно обновляется лице земли (стих 30). Другими словами, Бог творит мир и сегодня.

Пс. 103:31-32. Автор псалма славит Господа, столь могущественного, что от "одного Его прикосновения" происходят землетрясения и извержения вулканов. Он хочет, чтобы чудные дела Господа на земле, о которой Он заботится, над которой осуществляет мудрый контроль (Призирает на землю), были Ему в радость (да… веселится Господь о делах Своих!).

В. Молитва о торжестве гармонии в мире (103:33-35)

Пс. 103:33-35. Псалмопевец выражает желание петь Господу… всю жизнь; он хотел бы, чтобы размышления его о Боге и пение Ему были Ему угодны ("благоприятны"). В заключение он выражает свое страстное желание, чтобы исчезли с земли… грешники, которые самым существованием своим нарушают гармонию мира, сотворенного Богом. Завершающее слово псалма - Аллилуия! - означает "Восхвалите Иегову"; начиная с Пс. 103, восклицание это, характерное для хвалебных псалмов, часто встречается в Псалтири.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта