Псалом 21 - слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Новый ЗаветПсалтырь
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 21
Толкование Псалма 21
Хотя в историческом плане некоторые связывают написание Псалма 21 со временем гонений Саула на Давида, но этому нет достаточно убедительных аргументов. В тексте псалма мы видим образ казни и казнимого, и это скорее относится к распятию Иисуса Христа, чем к чему-то, что могло происходить в личной жизни Давида. К примеру, в первой части второго стиха мы видим слова, которые позже были произнесены Христом, висящим на кресте.
В Евангелиях просматривается прямая связь между отдельными фразами этого псалма, или даже целыми его стихами, и событиями, связанными со страданиями Спасителя на кресте (стихи 9, 17 и 19). Также, стих 23 цитируется автором послания к Евреям (Евр. 21:23). По вдохновению свыше Давид говорил о собственных страданиях в таких поэтических выражениях и образах, которые спустя тысячилетие буквально осуществились в крестных страданиях Иисуса Христа.
Стоит заметить, что в Псалме 21 нет слов покаяния или ненависти в адрес врагов. Этот псалом является сетованием праведника, обреченного на нечестивцами на смерть.
Горячая молитва "богооставленного" (21:2-11):
Окруженный врагами, охваченный чувством богооставленности, Давид в глубине души все-таки верил, что Бог не совсем отвернулся от него. Стихи 2-11 образуют вводную часть псалма и являются плачем псалмопевца. Их можно подразделить на две части: сетование (стихи 2-6) и переход к выражению надежды на Бога (стихи 7-11).
Вводная надпись содержит указание на авторство Давида, и также на то, что этот псалом исполнялся во время утреннего богослужения ("при появлении зари").
Пс. 21:2-3 Давид испытывает сильное чувство оставленности Богом, но в то же время он осознает, что молитвы "отцов" Бог не оставлял без ответа (стих 5). Иисус Христос, распятый на кресте выразил всю Свою скорбь словами из этого псалма: "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил Меня?" (Матфея 27:46; Марка 15:34). Давид проникнут ощущением, что его вопль не достигает Бога, источника его спасения. Потому что хотя он "вопиет" днем и ночью, он не слышит ответа.
Пс. 21:4 Надежда Давида основывается на том, что Бог евреев является Святым, и, значит, Он покровительствует Своему народу Израилю, который непрестанно прославляет Его.
Пс. 21:5-6 Предки Давида обращались с молитвами к Богу, и они не разочаровывались в этом. Мысли об этом поддерживают в Давиде душевные силы.
Пс. 21:7-9 Окруженный презрением людей, Давид уподобляет себя "червю" в их глазах; они постоянно поносят его, осуждающе покачивая головами. Сказанное Давидом в стихе 8 о себе самом явно перекликается со словами, которыми евангелист Матфей описывал тех, кто злорадно наблюдал, как умирает на кресте Иисус Христос (Матфея 27:43). Те люди, конечно же, не осознавали, что перед ними страдающий Мессия, и что на них исполняется пророчество, произнесенное Давидом за тысячу лет до этого.
Пс. 21:10-11 Здесь псалмопевец обосновывает свою веру в Господа тем, что он впитал ее с молоком матери.
Жалоба страдающего царя (21:12-19):
Пс. 21:12 Давид жалуется Господу потому что кроме Него он не видит другого помощника для себя.
Описание Давидом его врагов и переносимых им страданий снова можно подразделить на две части: стихи 13-16 и 17-19.
Пс. 21:13-14 Своих врагов псалмопевец уподобляет тупым, безжалостным животным: тельцам (быкам) и львам. Васан, находился в Галилее, восточнее Киннеретского моря. Его население занималось скотоводством, этот район славился богатыми пастбищами (подробнее об этом рассказывается в толковании к Ам. 4:1). Отсюда происходит образ "тучных васанских тельцов".
Пс. 21:15-16 Давид образно описывает свое тяжелое физическое состояние, причиной которого является преследование его врагами. Он видит себя лежащим в "смертном прахе".
Пс. 21:17 Псалмопевец сравнивает своих врагов с псами не только по причине их злобы. На древнем Востоке собаки (псы) питались падалью. Таким образом Давид хотел сказать, что ненавидящие его ждут его гибели, чтобы наброситься на него и растерзать. Слова "пронзили руки мои и ноги мои" пророчески относясь к Иисусу Христу, хотя Давид и говорил это о самом себе.
Пс. 21:18-19 Эти слова тоже являются пророческими по отношению к Иисусу Христу. Сравните их с Матфея 27:35; Марка 15:24; Луки. 23:24; Иоанна 19:23-24.
Пс. 21:20-22 Давид обращается с мольбой к Господу как к источнику силы. Здесь снова используется образ псов как и в стихе 17.
Обещание прославлять Бога (21:23-32):
Пс. 21:23 Обещание Давида возвещать имя Божие и восхвалять Бога среди еврейского народа почти дословно передается автором послания к Евреям как слова Иисуса Христа (Евр. 2:12).
Пс. 21:24-27 Здесь тон псалма изменяется, он становится мажорным. Как бы в исполнение обещания, данного в предыдущем стихе, Давид призывает все "семя Иакова" (Израильский народ) славить Господа и благоговеть пред Ним за то, что Он не пренебрег скорбью страждущего (Давида) и услышал его. Можно предположить, что эта часть псалма была написана Давидом после того, как он был избавлен в его бедственной ситуации. Но, также может быть, что здесь псалмопевец просто выражает свою уверенность в том, что Бог ответит. В стихе 27 вероятно выражается мысль о том, что Господь, избавляет и не оставляет без пропитания бедного.
Пс. 21:28-32 Здесь описывается обращение к Господу, Который является единственным Владыкой над всеми народами ("все концы земли" и "все племена язычников"). Перед Богом преклонятся как сильные мира сего ("все тучные земли"), так и вообще все смертные, нисходящие в прах и не способные жить дольше положенного им времени. В стихе 31 речь может идти не только о еврейском народе, но о будующих поколениях, которые станут "Господними" через веру во Христа. Господь ответил на молитву Давида, Он отвечает и на молитвы праведников, - и об этом будут возвещать людям в будущие времена, утверждая в них веру в Бога (стих 32).
&