Псалом 49 - слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Новый ЗаветПсалтырь
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 49
Толкование Псалма 49
Перед нами нравоучительный псалом, написанный Асафом, одним из ведущих музыкантов-левитов в дни царя Давида (1-Пар. 16:4-5); Асаф известен как автор целого ряда псалмов, в частности, псалмов 72-82. Двумя темами этого песнопения являются богопоклонение человека и его отношение к ближнему в свете Десяти заповедей.
Асаф рисует сцену суда в небесах, суда, в процессе которого Господь станет "испытывать" сердца Своего народа и строго разбирать дела его. В двух главных грехах обвинит Бог народ, провозглашает Асаф: в формальном, не от сердца идущем, поклонении Ему и в лицемерном поведении друг по отношению к другу. Что касается первого греха, то народу, если он хочет угодить Своему Богу, следует приносить Ему жертвы благодарения от сердца послушного и уповающего на Него
А. Явление Господа - Судии (49:1-6)
Пс. 49:1-3. Вот картина, нарисованная Асафом. Бог всех богов (подразумеваются языческие боги, которым поклонялись народы, окружавшие Израиль, да нередко и он сам; здесь таким образом утверждается высшая власть Иеговы над вселенной), Который есть Господь, призывает всю землю - от востока (от восхода солнца) до запада - во свидетели Своего суда над Израилем.
Небесный Судия является… с Сиона, обладающего несравненной красотой (стих 2; сравните Пс. 47:3), т. е. оттуда, где возведено жилище Его. Знаки силы Его - огонь поедающий, и… сильная буря - сопутствуют Ему.
Пс. 49:4-6. стих 4 следует понимать в том смысле, что небо и земля (т. е. все, что обитает во вселенной) призываются быть свидетелями Божиего суда (другими словами, в нем повторяется мысль, выраженная в стихе 1). Ответчиками же на этом суде станут "святые Его", т. е. народ, отделенный Господом для Себя и вступивший с Ним в завет, подтвержденный жертвоприношением на Синае (стих 5).
Перед началом суда праведность (в русском тексте - правду) Высшего Судии, Который есть Бог, провозгласят… небеса (стих 6). Два обвинения от имени Господа изложены затем Асафом (стихи 7-15 и 16-23).
Б. Обвинение в формальном богопоклонении (49:7-15)
Пс. 49:7-13. Не за неукоснительное соблюдение ритуала жертвоприношений осуждает евреев их Бог (во фразе всесожжения твои всегда предо Мною, очевидно, подразумевались постоянные ежеутренние и ежевечерние всесожжения), а за бездушный, формальный характер их. Израиль словно бы позабыл, что Господь, Которому принадлежат все звери в лесу и весь скот, пасущийся на горах, не нуждается в тельцах и козлах его; они ведь не нужны Ему для пропитания (стихи 12-13). Ритуал жертвоприношений учрежден Им ради людей, которые отчаянно нуждаются в Боге. (Напомним, что в представлении язычников их боги действительно зависели от их жертвоприношений и без них существовать не могли.)
Пс. 49:14-15. Итак, не жертвенные животные сами по себе важны были Богу, а искренность человеческого упования на Него, с которым эти животные Ему приносились. Принеси в жертву Богу хвалу (т. е. чувство благоговения перед Ним), провозглашает псалмопевец от Его имени, и исполни обещания (воздай обеты), которые ты даешь Всевышнему. И вот тогда, если ты призовешь Меня в день скорби, как бы продолжает Господь устами Асафа. Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (под "прославлением" подразумеваются непроизвольные, искренние выражения радости по поводу Господних благодеяний).
В. Обвинение в лицемерии (49:16-23)
Пс. 49:16-17. Грешно перед Богом (выдвигает второе обвинение от имени Господа Асаф) проповедовать законы, уставы Его и учить завету Его других (стих 16), отвергая их в то же время в собственном сердце ("ненавидя" их) и пренебрегая ими ("бросая их за спину", словно нечто ненужное; стих 17); внешнее благочестие и есть в глазах Бога пренебрежение заповедями Его.
Пс. 49:18-22. Псалмопевец ссылается на несколько примеров нечестия скрываемого под видом внешнего благочестия: пособничество ворам (сравните Исх. 20:15), общение с прелюбодеями (сравните Исх. 20:14), склонность к клевете (сравните Исх. 20:16). Повинных в этом Господь предостерегает, чтобы не принимали долготерпение Божие (стих 21) за Его терпимое отношение к подобным делам. Бог - не человек, и если Он медлит с наказанием, то это не значит, что формальное поклонение - это все, что Ему нужно. Нет, довольствующихся им. Он изобличит, представив пред глаза их грехи их. И избавляющего… не будет, грозно предупреждает Он.
Русскому Я не восхитил в англ. тексте Библии соответствует "Я не уничтожил" (точнее - "не разорвал на части").
Пс. 49:23. В заключение псалмопевец провозглашает, что лишь тому явлено будет спасение Божие, кто, чтя Бога сердцем, наблюдает за путем своим. Сравните с советом Иисуса Христа "поклоняться Богу в духе и истине" (Иоан. 4:24).