Псалом 23 - слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Новый ЗаветПсалтырь
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 23
Толкование Псалма 23
Бросается в глаза сходство (по содержанию) между этим псалмом и псалмом 14 (сравните Пс. 23:3-4 с Пс. 14:1,3). Существует предположение, что оба они были написаны по поводу перенесения из дома Аведдара в скинию, сооруженную в Иерусалиме, ковчега завета (2-Цар. 6); подробнее об этом будет сказано при разборе текста.
А. Восхождение к святилищу (23:1-6)
Пс. 23:1-2. Это славословие выражается в признании факта сотворения вселенной Господом и того, что "основанная и утвержденная" Им она только Ему принадлежит.
Пс. 23:3-4. Псалмопевец задается вопросом о том, кто вправе "взойти" на Сион, гору Господню, где "жилище" Его, и встать на святом месте Его. (Возможно, в процессе богослужения ответ (стихи 4-6) полагалось давать священникам.) Лишь тот имеет право на это, кто не грешит в поступках своих (имеет руки "неповинные") и чист в сердце своем, кто не дает лживых клятв и клятвы, данной им, не нарушает.
Пс. 23:5-6. Только такие люди-из "рода" ищущих лица Бога Иаковлева - только они могут надеяться на милость Его и благословение.
Б. Грядет Царь славы (23:7-10)
Пс. 23:7. Восклицание псалмопевца в стихе 7, повторяемое в стихе 9, говорит в пользу того предположения, что этот псалом был написан по случаю внесения ковчега в Иерусалим (вступление к комментарию). Поднимите, врата, верхи ваши… Ворота в древневосточных городах были низкими, но верхняя часть их была подъемной. Если вспомнить, что ковчег, крышка которого была украшена херувимами, левиты несли на плечах, то станет ясно, что войти в них со своей священной ношей они не могли: следовало поднять "верхи врат". Ворота названы "вечными" по причине их древности.
Местом символического "пребывания" Господа была крышка ковчега: Он "восседал" на ее херувимах. Чем знатнее был входивший во врата, тем просторнее должен был быть его путь. Но "знатнее" Господа не было никого. Отсюда подчеркнуто торжественное и ликующее "обращение" царя Давида к древним воротам Иерусалима: поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Пс. 23:8-10. Следует объяснение того, кто этот Царь славы: Господь крепкий и сильный, Господь, дающий победы в битвах (сильный в брани). Торжественность момента псалмопевец подчеркивает нарочитыми повторами: сравните стих 7 и 9; стих 8 и 10.