Псалом 31 - слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Новый ЗаветПсалтырь
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 31
Толкование Псалма 31
В надписи, предваряющей этот Псалом Давида, слово Учение может быть понято в значении "наставления", вразумления (сравните стих 8). Давид "наставлен" был Господом, и, многое поняв как в результате этого, так и благодаря собственным размышлениям и покаянию, "вразумляет" теперь других.
В Пс. 31-Царь, по всей видимости, подразумевает совершенный им грех прелюбодеяния и убийства (2-Цар. 11); вразумлению его послужило понесенное им наказание (смерть ребенка, рожденного Вирсавией). Познав "тяготеющую над ним руку Божию" (стих 4) и после покаяния своего - прощение Его, он призывает и других "искать" в подобных случаях Господа, ибо не смирившийся и не покаявшийся не будет избавлен от тяжести своего состояния.
Этот псалом перекликается с Псалмом 50, в котором Давид молит Господа простить его за грех с Вирсавией и за гибель Урии. В то время он не каялся на протяжении года. Так что Пс. 31 должен был бы следовать за Псалмом 50, так как тот является "псалмом покаяния", а в этом подчеркиваются извлечение Давидом урока из происшедшего и радость Божиего прощения.
А. Благословение и прощение (31:1-2)
Пс. 31:1-2. "Отпущение беззакония" и "не вменение греха" здесь более следует понимать в смысле нравственного очищения (когда дух покаявшегося освобождается от лукавства), чем в буквальном значении - освобождения от ответственности за совершенное и от всяческого наказания (известно ведь, что кара за грех с Вирсавией настигала Давида, на протяжении его жизни, неоднократно, но ценой искреннего покаяния он очистился в глазах Господних; фразу о снятии "вины греха" в стихе 5).
Б. О страданиях нераскаявшегося (31:3-5)
Пс. 31:3-5. Псалмопевец вспоминает о том, что, пока он молчал, не каялся - не находил себе места от мук совести, "стенал" денно и нощно, и от переживаний крайне ослаб физически (обветшали кости его, свежесть его исчезла; стихи 3-4). Он чувствовал над собой "тяжесть руки Божией", или, что тоже самое, тяготение гнева Его над собой. Но вот Давид открыл Господу… грех свой, и Он снял с него вину греха его.
В. Хвала прощенного и советы его праведникам (31:6-11)
Пс. 31:6-7. Начало стих 6 лучше читать как "да помолится Тебе". Давид вдохновляет других искать Господа, милостивого к кающимся грешникам во время благопотребное; другими словами, когда согрешивший услышит в себе настоятельный голос совести, пусть не медлит с покаянием, чтобы разлитие многих вод не постигло его (напомним, что в Библии разлившиеся, "настигающие" воды часто являются образом бедствий).
В стихе 7 - мысль о том, что Бог - покров и защита, Избавитель от бед, для тех, кто доверяются Ему.
Пс. 31:8-9. Давид как бы говорит здесь от имени Господа, Который вразумляет верующего, наставляет его и руководит им. Он напоминает, что око Божие всегда над людьми, и призывает их не упираться подобно коню или мулу, дожидаясь, чтобы Господь "обуздал и покорил" их (образ наказаний, "многих скорбей" (стих 10), которые постигают нечестивых), но добровольно смирялись и каялись перед Ним.
Пс. 31:10-11. В отличие от нечестивого, тот, кто уповает на Господа, ощущает себя под защитой милости Его (он "окружен" ею). На этом основании псалмопевец призывает "всех правых сердцем" "веселиться и торжествовать" в Господе